Требования летной комиссии

ВЛЭК — суровая необходимость или проверка здоровья в летном училище

Если поговорить с летающими пилотами, то иногда стороннему человеку кажется, что все они всю свою жизнь ходят под дамокловым мечом по имени ВЛЭК. ВЛЭК побаиваются, на нее ругаются, жалуются, кто-то пытается обмануть… И прежде чем подавать документы в летное училище любому абитуриенту тоже неизбежно придется познакомиться с ВЛЭК — Врачебной летно-экспертной комиссией.

Почему к здоровью летного состава предъявляются такие строгие и суровые требования?

Это связано с требованиями безопасности. Не людей, отвечающих за безопасность, а именно самой безопасности для жизни, а также здоровья всех, кто находится в воздушном судне и на земле. Работа пилота связана с большими нагрузками, из-за которых организм быстрее изнашивается. Поэтому чтобы летчик смог как можно дольше работать в небе, в самом начале его карьеры он должен обладать безупречным здоровьем. Иначе он подвергнет однажды опасности свою жизнь, жизни экипажа и пассажиров. Имеет значение также экономический фактор: в обучение пилотов вкладываются большие средства, которые должны окупаться, кроме того подвергать опасности дорогостоящие самолеты и их груз тоже нежелательно.

Именно поэтому в медицине появилась отдельная отрасль — авиационная медицина. Проводятся исследования, по результатам которых составляется определенный свод требований к состоянию здоровья кандидатов в пилоты и пилотов. Используя накопленный опыт вместе с научными наработками, авиационные медики определяют список патологий и заболеваний, наличие которых закрывает путь в небеса или ограничивает его.

Требования к состоянию здоровья

Строгость требований к здоровью пилотов определяется их категорией и возрастом. Самые суровые медицинские комиссии приходится проходить абитуриентам летных училищ, особенно военных. Доскональное медицинское освидетельствование проводится перед началом учебы, а далее — ежегодно.

Абитуриенты вместе с курсантами всех курсов, кроме выпускного, проходят ВЛЭК по первой графе. Это означает самые суровые требования, фактически — безупречное здоровье. Причем следует помнить, что ВЛЭК, пройденная перед поступлением, — только первая из всех. Если здоровье в течение года ухудшится, курсанта вполне могут отчислить из училища, даже при отличных оценках. Или предложат перевестись на другие специальности, не связанные непосредственно с полетами. Даже немного ухудшившееся зрение или сломанный в потасовке нос может стать причиной утраты допуска к полетам.

Курсанты выпускного курса летного училища проходят ВЛЭК по второй графе, что несколько снижает требования к состоянию здоровья.

Дефекты здоровья, недопустимые для поступления в летное училище

Вердикт о негодности выносится при наличии:

  • психических заболеваний
  • расстройств психики, вызванных приемом наркотических веществ или алкоголя
  • эпилепсии и эпилептиформных состояний; при этом заключение о негодности выносится при наличии в анамнезе 2 и более обмороков с невыявленной причиной
  • онкологических заболеваний злокачественного течения
  • склонности к гипертензии (АД выше 160:95 с лечением или без него)
  • ишемической болезни сердца, стенокардии, кардиомиопатии, аневризмы аорты
  • варикозного расширения вен
  • хронических инфекционных и паразитарных заболеваний
  • болезней крови
  • аллергии
  • ожирении 1 и 2 степени
  • болезней эндокринной системы
  • туберкулеза в любой форме
  • заболеваний органов дыхания, вызывающих ограничение или нарушение функций
  • заболевания желудочно-кишечного тракта, связанные с периодическими обострениями и нарушением нормальных функций пищеварительной системы
  • заболеваний печени, поджелудочной железы и органов мочевыделительной системы
  • заболеваний суставов и связок
  • наличии значительных по площади рубцов после ожогов или обморожений
  • пороков развития, деформирующих тело, даже при условии сохранения функций внутренних органов
  • проктологические заболевания
  • пороков развития и болезней, связанных с органами мочеполовой сферы, включая мочекаменную болезнь
  • системных заболеваний (псориаз, красный плоский лишай, склеродермия, ихтиоз и др.)
  • венерических заболеваний и синдрома иммунодефицита
  • заболеваний органов зрения; остроты зрения менее 1,0 для абитуриентов и менее 0,8 для курсантов, обучающихся на пилота; дальнозоркости более 1,0 д; близорукости более 0,5 д; астигматизме более чем 0,5 д; анизотропии более 1 д
  • хронических заболеваний придаточных пазух носа
  • тонзиллита и других заболеваний лор-органов
  • дефектов речи, затрудняющих понимание
  • вестибулярных нарушений и снижении остроты слуха

Девушкам может помешать получить заключение о пригодности беременность и послеродовой период, а также хронические нарушения цикла.

Порядок прохождения ВЛЭК

Абитуриент может получить направление на ВЛЭК, если он получил в военкомате отметку о годности к военной службе без ограничений. В этом случае потребуется оформить медицинскую справку 086-у общего образца, результаты освидетельствования из местных наркологического и психоневрологического диспансеров, и представить все это в приемную комиссию вместе с военным билетом. Сразу следует учитывать то, что при приеме в российские летные училища действуют ограничения по росту и минимальному возрасту:

  • рост: от 160 до 190 см, высота сидя — не более 95 см
  • возраст не менее 18 лет

Прежде чем проходить обследование у специалистов, потребуется сдать анализы, а также пройти тестирование по уровню физической подготовки. Только после получения результатов можно отправляться по врачам. Кроме результатов лабораторных исследований, необходимо сделать рентгенологический снимок пазух носа, энцефалограмму и ЭКГ.

Затем за абитуриента возьмутся специалисты. Самые тщательные обследования предстоит пройти у офтальмолога и ЛОР-врача. Кроме них, кандидата в курсанты будут осматривать и тестировать:

  • хирург
  • дерматовенеролог
  • терапевт
  • невролог
  • стоматолог
  • девушкам предстоит посетить гинеколога

Если хотя бы один из врачей обнаруживает дефект, несовместимый с полетной деятельностью, абитуриент получает заключение о профнепригодности и дальнейшее обследование прекращается.

Если ВЛЭК выносит вердикт «Годен», через 3 дня абитуриент отправится к психологу, и только после психологической экспертизы мытарства можно считать пройденными.

Условия прохождения ВЛЭК

Не обязательно проходить ВЛЭК непосредственно по месту поступления. Министерством транспорта РФ создана система сертификации медицинских учреждений по всей России. Можно проходить ВЛЭК вместе с психологическим тестированием в любом учреждении, обладающем лицензией на осуществление деятельности по врачебно-летной экспертизе. В дальнейшем полученные заключения проходят согласование в ВЛЭК училища.

Если абитуриент получил заключение о непригодности к обучению летной специальности, но не согласен с врачебным заключением, он может оспорить решение региональной ВЛЭК в Центральной врачебно-летной комиссии в Москве.

Сроки и стоимость прохождения комиссии

Как правило, на все требуется около 3 дней:

  1. Сдать анализы и сделать рентгенограмму
  2. Получить результаты
  3. Пройти обследование у врачей-специалистов и дождаться выдачи на руки заключения

Через 3 дня, при условии положительного вердикта, можно проходить обследование у психолога.

Стоимость зависит от местных условий и обычно колеблется в пределах 1500-8000 тыс. рублей.

Как подготовиться к медосмотру

Многие дефекты здоровья можно исправить, если заняться этим заранее. А если предварительное обследование выявит заболевания, не позволяющие поступить на летную специальность, можно сэкономить собственное время и не биться головой о неприступную стену бескомпромиссной ВЛЭК в тщетной попытке убедить врачей в собственной годности к полетам. Вместо этого стоит подправить здоровье, насколько это возможно, чтобы потом попытаться получить другую категорию, с менее строгими допусками. А затем, уже имея за спиной определенные достижения и стаж, сделать еще одну попытку. К уже летающим пилотам требования ВЛЭК несколько мягче, нежели к кандидатам в пилоты. Во всяком случае, работающему пилоту не придется проходить комиссию по самой суровой 1 графе, а 2 графа не так строга.

В любом случае стоит заранее пройти лечение у стоматолога, обследоваться у ЛОРа, навестить дерматолога, чтобы потом сделать кардиограмму. Не помешает и развернутый анализ крови.

До недавнего времени первая графа требовала от абитуриентов 100% зрения без коррекции, теперь же у курсантов летных специальностей допускается зрение до 0,8 без коррекции (1 с коррекцией). О целесообразности хирургической коррекции зрения стоит проконсультироваться в местном отделении ВЛЭК.

Все требования по состоянию здоровья, список допустимых и дисквалифицирующих отклонений указаны в Федеральных авиационных правилах ГА. Если медицинская терминология не кажется китайской грамотой, можно заранее разобраться в тонкостях и оценить свои шансы на прохождение комиссии.

Как оставаться здоровым

Пилоты подвержены воздействию множества вредных факторов. В этот список входят:

  • нервное напряжение
  • физические нагрузки и перегрузки при взлетах и посадках
  • воздействие вибрации, шума
  • частая смена климатический и часовых поясов
  • отсутствие физиологически приемлемого режима питания и отдыха, ночная работа и длинные периоды нагрузки

Из-за этого здоровье портится заметно быстрее, чем у «наземных» граждан. Чтобы сохранить отличное самочувствие, нужно не избегать регулярных врачебных комиссий и внимательно относиться к самочувствию. Любое заболевание гораздо проще остановить в самом его начале. Совершенно необходимо заниматься спортом, обеспечивать себе физические тренировки в разумных количествах. Нужно стараться правильно питаться, хорошо отдыхать, не отказывать себе в оздоровительных процедурах и положительных эмоциях. Чтобы не пытаться обмануть врачебную комиссию, если появилось какое-либо недомогание — отсутствие лечения может привести к катастрофическому ухудшению состояния и непоправимому ущербу.

Другие публикации:  Какой может быть штраф за просмотр запрещенных сайтов

ВРАЧЕБНО-ЛЁТНАЯ КОМИССИЯ (ВЛК)

ВРАЧЕБНО-ЛЁТНАЯ КОМИССИЯ (ВЛК) — орган врачебно-летной экспертизы в Вооруженных Силах СССР и ДОСААФ. В гражданской авиации врачебно-летную экспертизу проводят врачебно-летные экспертные комиссии (ВЛЭК).

ВЛК осуществляет мед. отбор лиц, способных по состоянию здоровья выполнять полеты на современных летательных аппаратах; кроме того, проводит профилактические мероприятия по сохранению здоровья летного состава и курсантов авиационных училищ.

В России специальные мед. требования к состоянию здоровья летного состава введены в 1911 г. («Расписание болезней и телесных недостатков, препятствующих службе офицеров, нижних чинов и вольнонаемных техников в воздухоплавательных частях, на аэростатах и аэропланах»). Тогда же для экспертизы летного состава была организована первая врачебная комиссия при клиническом военном госпитале в Петербурге. В Советской Армии мед. требования к летному составу были разработаны в 1924 г. За рубежом (во Франции, Германии, США и других странах) врачебная экспертиза летного состава организовалась в 1911 — 1920 гг.

Организация ВЛК, ее права и обязанности изложены в «Положении о военно-врачебной экспертизе в Вооруженных Силах СССР».

Особенностью врачебно-летной экспертизы, определяющей ее организацию и методы исследования, являются высокие требования, предъявляемые летной работой к состоянию здоровья, физической выносливости и психологическим качествам обследуемых лиц. Вследствие этого при мед. обследовании ВЛК особое значение придает выявлению начальных форм заболеваний и оценке функциональных возможностей организма для определенной летной деятельности. Решение этих задач достигается систематическим наблюдением врачей авиационных частей за состоянием здоровья и работоспособностью летного состава в полетах, широким использованием специальных клинико-физиол. методов исследования в специальных мед. учреждениях и изучением данных командования об особенностях профессиональной деятельности членов летных экипажей (см. Полеты, врачебный контроль за летным составом) .

Центральным органом врачебнолетной экспертизы для всей авиации Вооруженных Сил независимо от ее подчиненности и предназначения является Центральная врачебно-летная комиссия (ЦВЛК). В военных округах организацию и руководство врачебно-летной экспертизой осуществляют окружные военно-врачебные комиссии (ОВВК), на флотах — лаборатории авиационной медицины. ВЛК организуются в авиационных соединениях и авиационных училищах для проведения ежегодного освидетельствования летного состава, курсантов авиационных училищ и кандидатов, поступающих в учебные заведения но подготовке летного состава. Лица, для к-рых вынесение экспертного постановления связано со стационарным обследованием, проходят освидетельствование в ВЛК окружных, авиационных и других госпиталей, летный состав запаса — в ВЛК военкоматов и ОВВК, а при наличии показаний — в ВЛК военных госпиталей. Наиболее сложные экспертные вопросы решаются в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале.

В состав ВЛК входят: председатель — авиационный врач, врачи-специалисты (терапевт, невропатолог, офтальмолог, хирург, оториноларинголог) и секретарь (из числа среднего медперсонала). Для стоматологического осмотра свидетельствуемых к работе в ВЛК привлекается стоматолог или зубной врач. При необходимости в работе ВЛК принимает участие летчик-консультант, выделяемый распоряжением соответствующего командира (начальника). При освидетельствовании летного состава и курсантов в воинских частях, соединениях и военно-учебных заведениях в работе ВЛК на правах ее членов участвуют врач войсковой части, летный и курсантский состав к-рой проходит освидетельствование, а также командир части или его заместитель по летной подготовке.

ВЛК и ВЛЭК в своей работе руководствуются положениями о мед. освидетельствовании летного состава, кандидатов и курсантов учебных заведений по подготовке летного состава, вводимыми в действие соответственно приказами министра обороны СССР и министра гражданской авиации СССР, а также указаниями и методиками исследования, изложенными в пособии для ВЛК.

Порядок освидетельствования в учебных организациях ДОСААФ определяется специальным положением ЦК ДОСААФ.

ТРЕБОВАНИЯ К ПИЛОТАМ ПО ЗРЕНИЮ

Зрение и прохождение медицинской комиссии

Одной из наиболее распространнёных причин, по которой многие так и не становятся пилотами, является ограничение по зрению. В действительности, эта причина во многих случаях является заблуждением относительно того, что пилоту необходимо идеальное зрение. На самом деле практически идеальное зрение необходимо только в России и только тем, кто поступает в авиационное учебное заведение. Для получения лицензий пилота идеальное зрение не требуется. Более того, пилоты могут летать и проходить врачебную лётную комиссию в очках или контактных линзах.

Критерии признания лётной годности по зрению в разных странах различаются. Наиболее мягкие требования в США, наиболее жёсткие — в России.

Если на сегодняшний момент Ваше зрение не соответствует предъявляемым критериям, Вы можете пройти процедуру хирургической коррекции, чтобы восстановить зрение. Однако мы настоятельно рекомендуем пользоваться этой мерой только в крайнем случае, когда других вариантов оказаться в небе просто нет.

Требования по зрению в России

Медицинское заключение ВЛЭК первого класса (для коммерческих и линейных пилотов)

Минимальная острота зрения: 0,6 на каждый глаз в отдельности, с коррекцией — 1,0.

Рефракция: в пределах от -3 до 3 диоптрий.

Анизометропия (разница между рефракцией на глазах): не более 1 дипотрии.

Астигматизм: не более 2 дипотрий.

Цветовосприятие: по индивидуальной оценке.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, пресбиопия свыше 4 диоптрий, косоглазие.

Медицинское заключение ВЛЭК второго класса (для частных пилотов)

Минимальная острота зрения: 0,5 на каждый глаз в отдельности, с коррекцией — 0,8.

Рефракция: в пределах от -3 до 3 диоптрий.

Астигматизм: не более 2 дипотрий.

Цветовосприятие: по индивидуальной оценке.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, косоглазие.

Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения

Допускается коррекция очками или контактными линзами. При этом, в отличие от других стран, проверяется острота зрения не только в линзах/очках, но и без них, поэтому в некоторых случаях коррекция очками или контактными линзами не помогает.

Хирургическая коррекция зрения не запрещена, но по факту некоторые ВЛЭК незаконно не допускают к полётам, выявив ранее сделанную коррекцию.

Требования по зрению в США

FAR class 3 medical certificate (для частных пилотов)

Минимальная острота зрения вдаль: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.

Минимальная острота зрения вблизь: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.

Цветовосприятие: в пределах, позволяющих управлять самолётом.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз.

FAR class 2 medical certificate (для коммерческих пилотов)

Минимальная острота зрения вдаль: 1,0 (20/20) на каждый глаз в отдельности.

Минимальная острота зрения вблизь: 0,5 (20/40) на каждый глаз в отдельности.

Цветовосприятие: в пределах, позволяющих управлять самолётом.

При наличии косоглазия более 1 диоптрии, близорукости или дальнозоркости более -6 или 6 диоптрий соответственно вопрос о допуске к полётам решается отдельно.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, гало.

FAR class 3 medical certificate (для линейных пилотов)

Требования идентичны требованиям для 2 class medical certificate.

Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения

Допускается коррекция очками или контактными линзами.

Хирургическая коррекция зрения допускается (RK, PRK, LASEK, LASIK). Рефракция перед коррекцией не должна выходить за пределы интервала от -5 до +5 диоптрий. Однако следует иметь в виду, что среди неприятных последствий коррекции может быть гало, при обнаружении которого Вы не сможете использовать лицензии коммерческого или линейного пилота. Поэтому для получения medical потребуется справка от окулиста об отсутствии последствий операции. Кроме того, некоторые авиакомпании не берут на работу пилотов, прошедших хирургическую коррекцию зрения.

Требования по зрению в Европе

JAR class 2 medical certificate (для частных пилотов)

Минимальная острота зрения на каждый глаз в отдельности: 0,5 (6/12).

Минимальная острота бинокулярного зрения: 1,0 (6/6) на оба глаза вместе.

Близорукость: не более -8 диоптрий

Дальнозоркость: не более 5 диоптрий

Астигматизм: не более 3 дипотрий

Разница в коррекции на каждый глаз: не более 3 диоптрий

Цветовосприятие: в случае проблем с цветовосприятием Вы сможете летать только в дневное время суток.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, раздвоение картинки.

При наличии косоглазия вопрос о допуске к полётам решается отдельно.

JAR class 1 medical certificate (для процессиональных пилотов)

Минимальная острота зрения на каждый глаз в отдельности: 0,7 (6/9).

Минимальная острота бинокулярного зрения: 1,0 (6/6) на оба глаза вместе.

Близорукость: не более -6 диоптрий

Дальнозоркость: не более 5 диоптрий

Астигматизм: не более 2 дипотрий

Разница в коррекции на каждый глаз: не более 2 диоптрий

Цветовосприятие: в случае проблем с цветовосприятием вопрос о допуске к полётам решается отдельно.

Не допускаются: острые или хронические заболевания глаз, ненормальное поле зрения, раздвоение картинки.

При наличии косоглазия вопрос о допуске к полётам решается отдельно.

Очки и контактные линзы, хирургическая коррекция зрения

Допускается коррекция очками или контактными линзами.

Если Вы носите очки или контактные линзы, на осмотр необходимо принести справку от окулиста о том, что Вы носите их не менее 8 часов в день на протяжении последнего месяца, и характеристики самих линз или очков. Если Вы используете контаткные линзы, допускается ношение только бесцветных монофокальных линз.

Другие публикации:  Заявление на возврат займа учредителю образец

Хирургическая коррекция допускается, но не рекомендуется. Рефракция перед коррекцией не должна выходить за пределы интервала от -8 до +5 диоптрий (для medical certificate class 2) или от -6 до +5 диоптрий (для medical certificate class 1). Допускаются следующие виды коррекции: LASIK или LASEK/PRK. После первой операции до получения медицинского заключения о годности к полётам должно пройти не менее 3 месяцев, после второй — не менее 6 месяцев.

Врачебно-лётная экспертная комиссия (ВЛЭК) для частного пилота.

Давно я не проходил ВЛЭК, причин у меня было несколько — это проблемы со зрением (близорукость), высокая стоимость и отсутствие лишнего времени на сбор справок. Крайний раз, по честному, я проходил ВЛЭК ещё в Тушино, рядом с Центральным аэроклубом им. В.П. Чкалова — когда учился летать сначала в ЮПШ, потом во 2-м Московском аэроклубе и в последствии в аэроклубе при КБ Сухого.

Хочу сказать сразу, что требования медицины к нашим пилотам крайне избыточны.

Вокруг меня летает много людей, которые честно пройти наш ВЛЭК не могут. Пилоты, у кого есть диагнозы решают данную проблему по разному, линейные и коммерческие сколько могут уговаривают врачей, частные пилоты либо забивают на ВЛЭК, либо делают «липу» на принтере. Каждый честный поход ВЛЭК для пилота — это подвиг и личное достижение. Но ведь это не нормально! В США медицинские требования к частным пилотам аналогичны требованиям на водительские права. У нас же всё иначе.

Помню, как ещё на первом ВЛЭК в аэроклубе как я уговаривал окулиста пропустить, обещал есть морковку и чернику ящиками, делать зарядку для глаз. И искренне не понимал, как врач, а не инструктор может решать — могу я летать или нет? Врач пошёл мне на встречу и пропустил. В утешение мне врач сказал, что близорукость это болезнь современного городского общества, когда очень много информации проходит через глаза и глаз адаптируется, при этом живя в городском «каменном мешке», где мы за неделю можем ни разу не увидеть горизонта глаз не может отдохнуть и настроиться на большое расстояние. Когда я начал летать на своём самолёте, то ознакомившись с требованиями медицины понял, что честно пройти ВЛЭК не получится. Но в силу вступили Федеральные авиационные правила «медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации» (ФАП-50), а потом и изменения в них, которые позволили мне получить надежду легализоваться в плане медицины.

И вот я решил рискнуть, пройти ВЛЭК.

Вся подготовка началась со сбора справок:

  • Справки из психиатрического и наркологического диспансеров;
  • Справка из поликлиники по месту жительства об обращаемости за медицинской помощью за последние 5 лет;
  • Флюорография органов грудной клетки;
  • Общий анализ крови;
  • Общий анализ мочи;
  • Скрининг-тест на определение наркотических веществ;
  • ЭКГ;
  • Электроэнцефалография;
  • УЗИ сосудов головного мозга

Диспансеры стали платными и больше напоминают компании по торговле бумажками за достаточно приличные деньги.

Справка из наркодиспансера + тест на определение наркотических веществ стоит в Москве 2100р

Справка из психиатрического диспансера — 950р

Электроэнцефалография — в коммерческом мед.центре — 1500р

Дальше предстоял поход в поликлинику, в которой я не был лет 8. (слава богу просто не болел и причин для обращений не было)

Городская поликлиника, как не странно порадовала хорошей организацией обслуживания. Всё по талонам, внизу внимательный консультант. Анализы выдаются на отдельном сёстренском посту. Но идти туда надо с направлением, это поможет быстро сделать анализы. Я взял направление на ВЛЭК в АОПА-Россия.

Анализы, ЭКГ, УЗИ, флюорография — всё было быстро сделано в городской поликлинике по месту жительства. На те процедуры, на которые не было свободных талонов на ближайшие дни я записался через платный кабинет (оказывается сейчас в поликлиниках и такое тоже есть). Цены — дешевле, чем в коммерческих центрах. Например УЗИ в ком. центре стоит 2500р, а в поликлинике делают за 1800р. Четыре анализа крови (общий, биохимия, группа крови и на сифилис) обошлись в 1505р.

Итого, подготовка к ВЛЭК вышла: 2100 + 950 + 1500 +1800+1505 = 7855р

Но морально я был рад, что хотя бы сделал для себя диспансеризацию. (крайний раз в институте ведь проходил)

Дальше стоял выбор — на какой ВЛЭК ехать? Открыл сайт Росавиации, посмотрел список действующих мед. комиссии.

Последнее время Росавиацию лихорадит в плане аннулирования пилотских и ликвидации АУЦ, ВЛЭКи тоже задевает.

Хотелось попасть на ВЛЭК, где не будет суеты, толпы посетителей и в то же время будут грамотные врачи. Друзья порекомендовали присоединиться к ним и поехать в Воронеж в ООО «Медико-санитарная часть «Полет» . Данный ВЛЭК находится прямо в аэропорту, поэтому можно прилетев на самолёте в аэропорт тут же пройти ВЛЭК. Незнаю уж кто и за какое место «укусил» Росавиацию, но своим приказом она отняла возможность у данного ВЛЭКа с 15.01.2018г. выдавать медицинские заключения I класса (линейным пилотам, пилотам коммерческой авиации, штурманам, бортинженерам, бортмеханикам, бортрадистам), поэтому сейчас там нет очередей к врачам. А ведь данный приказ фактически убивает ООО «МСЧ «Полёт», т.к. живут они за счёт медкомисии.

И вот мы вчетвером ранним утром приехали в Домодедово, прыгнули на рейсовый самолёт и уже через час были в Воронеже.

Первым делом зашли к главному врачу, председателю ВЛЭК — Александру Петровичу Дубовику. Это военный хирург, настоящий специалист в своей области. Заполнили заявления, получили бегунок и пошли по специалистам:

— окулист ( с трудом прошёл — получил диагноз в мед. книжку), проверили и остроту зрения и глазное дно и цветовосприятие;

— ЭКГ (сделали второй раз)

— терапевт (общий осмотр, оценка показателей анализов, ЭКГ)

— лор (осмотр, проверка вестибюлярного аппарата)

— хирург (полный осмотр, опрос, замер веса, роста)

— сделали аудиметрию (какие частоты слышит ухо)

— стоматолог (зубы осмотрел)

— невропатолог (заставил раздеться, стучал молоточком, водил перед глазами, проверял координацию, куча вопросов)

— анализы приняли из поликлиники

— психолог (30 минут пришлось на компьютере решать тесты: показания компаса определять, показания приборов считать и кучу кружочков друг в друге сравнивать)

Т.к. анализы сдавать не пришлось — ВЛЭК мы прошли за один полный день. Стоимость ВЛЭК: 9300р

Результатом стало Медицинское заключение II класса на 5 лет. (тоже кстати достижение Минтранса, позволившее проходить полноценный ВЛЭК не каждый год).

Внимание врачей в Воронежском ВЛЭКе достаточно дотошное. Ощущение, что не на частного пилота тебя проверяют, а как будто на 1 графу. Но при этом все врачи внимательные и относятся к тебе по доброму.

По финансам вышло: 7855 + 9300 = 17155р

P.S. сейчас после прохождения комиссии — медицинское заключение сканируется и отправляется в Росавиацию. Уж не знаю зачем, но видимо что-то там снова удумали.

Отчёты других пилотов и врачей:

Проект Приказа Министерства транспорта РФ «Об утверждении Порядка образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов, а также требования к членам этих комиссий и медицинским экспертам» (подготовлен Минтрансом России 19.06.2017)

Досье на проект

УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от ________________ N____

Порядок
образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов, а также требования к членам этих комиссий и медицинским экспертам

I. Общие положения

1. Порядок образования и работы центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов, а также требования к членам этих комиссий и медицинским экспертам (далее — Порядок) разработан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 670 «Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 32, ст. 4322; 2017, N 27, ст. 1095).

II. Порядок образования ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА

2. Центральная врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации (далее — ЦВЛЭК ГА) образуется приказом органа по выдаче свидетельств на базе подведомственной органу по выдаче свидетельств медицинской организации в составе: председатель, врачи-специалисты (врач-терапевт, врач-хирург, врач-невролог, врач-офтальмолог, врач-оториноларинголог, врач-кардиолог, врач-психиатр, врач-психиатр-нарколог), медицинский психолог, врач-методист, секретарь (из числа специалистов среднего медицинского персонала).

3. Врачебно-летная экспертная комиссия гражданской авиации (далее — ВЛЭК ГА), медицинские эксперты осуществляют деятельность на основании приказа органа по выдаче свидетельств в медицинских организациях, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, в том числе выполнение (оказание) работ (услуг) по врачебно-летной экспертизе, и соответствующих требованиям, установленным Федеральными авиационными правилами «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. N 50 (зарегистрирован Минюстом России 7 мая 2002 г., регистрационный N 3417) (далее — ФАП-50), и настоящим Порядком.

Другие публикации:  Требования к изделию проект по технологии

В состав ВЛЭК ГА входят: председатель, врачи-специалисты (врач-терапевт, врач-невролог, врач-хирург, врач-оториноларинголог, врач-офтальмолог), медицинский психолог и секретарь (из числа специалистов среднего медицинского персонала).

4. Составы ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинских экспертов утверждаются приказом органа по выдаче свидетельств сроком на три года.

При неполном составе ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, а также при совмещении членом комиссии обязанностей врача-специалиста и председателя ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА проверка соответствия состояния здоровья не проводится, медицинские заключения не выдаются.

5. На период отсутствия председателя ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА лицо, его замещающее, утверждается органом по выдаче свидетельств. На период отсутствия врача-специалиста ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА для работы в составе комиссии допускается привлечение врачей-специалистов, требования к которым определены пунктом 17 настоящего Порядка.

При изменении состава ЦВЛЭК ГА или ВЛЭК ГА информация об изменениях в трёхдневный срок направляется в орган по выдаче свидетельств для внесения изменений в приказ о составе ЦВЛЭК ГА или ВЛЭК ГА.

6. Для утверждения состава ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА и назначения медицинского эксперта руководитель организации, планирующей осуществлять проверку соответствия состояния здоровья, направляет в орган по выдаче свидетельств следующие документы:

заявление об утверждении состава ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА или назначении медицинского эксперта, подписанное руководителем организации;

копии учредительных документов;

копия лицензии на осуществление медицинской деятельности, в том числе выполнение (оказание) работ (услуг) по врачебно-летной экспертизе;

предлагаемый состав ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, фамилия, имя отчество (если имеется), дата и место рождения медицинского эксперта;

регламент работы ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта;

сведения о профессиональной подготовке председателя, членов ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта (копия диплома, документы о дополнительной профессиональной подготовке, повышении квалификации, сертификаты специалиста);

сведения об оснащении кабинетов врачей-специалистов ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта.

Копии представленных документов заверяются организацией, подавшей заявление.

7. Органом по выдаче свидетельств в течение 30 календарных дней с даты поступления документов проводится их оценка и выездная проверка соответствия требованиям ФАП-50 и настоящему Порядку.

При несоответствии требованиям организация, планирующая осуществлять проверку соответствия состояния здоровья, в течение 10 дней уведомляется письмом органа по выдаче свидетельств об отказе в утверждении состава ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА или назначении медицинского эксперта с указанием причин отказа.

8. Кабинеты врачей-специалистов ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА оснащаются в соответствии с требованиями ФАП-50.

9. Информация об адресах и телефонах ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинских экспертов, графике их работы, а также информация об их полномочиях публикуется на официальном сайте органа по выдаче свидетельств в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».

III. Порядок работы ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта

10. ЦВЛЭК ГА осуществляет:

а) анализ и оценку медицинских заключений, выданных ВЛЭК ГА или медицинским экспертом;

б) проверку соответствия состояния здоровья:

по направлению ВЛЭК ГА или медицинского эксперта в случаях, когда для выдачи медицинского заключения требуется проведение обследования, которое не может быть выполнено ВЛЭК ГА или медицинским экспертом;

после обязательного медицинского обследования в условиях стационара медицинской организации, подведомственной органу по выдаче свидетельств, согласно ФАП-50;

при обжаловании заключений ВЛЭК ГА, медицинского эксперта;

при выявлении ложной информации о состоянии здоровья или фальсификации медицинской документации;

в) утверждение заключений ВЛЭК ГА или медицинского эксперта согласно требованиям ФАП-50;

г) принятие решения о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования;

д) рассмотрение апелляций кандидатов на получение и обладателей свидетельств авиационного персонала гражданской авиации на решение ВЛЭК ГА или медицинского эксперта;

е) вынесение медицинских заключений первого, второго, третьего классов и официальных медицинских заключений?;

ж) внесение ограничений в медицинское заключение или приостановление его действия;

з) сбор и анализ информации о случаях потери трудоспособности в полете, медицинских данных в процессе выдачи медицинских заключений с целью выявления факторов риска для безопасности полетов;

и) проведение контроля качества и безопасности деятельности ВЛЭК ГА, медицинских экспертов;

к) формирование ежегодного отчета о результатах проведения ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА и медицинскими экспертами проверки соответствия состояния здоровья и предоставление его в орган по выдаче свидетельств.

? Пункт 1.2.4 приложения 1 «выдача свидетельств авиационному персоналу» к Конвенции о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция, 1944 г.)

11. ВЛЭК ГА осуществляет:

а) проверку соответствия состояния здоровья;

б) вынесение медицинских заключений первого, второго, третьего классов?;

в) направляет в случаях, установленных настоящим Порядком, лиц авиационного персонала в ЦВЛЭК ГА;

г) принятие решения о необходимости внеочередного медицинского освидетельствования;

д) определение рекомендаций по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья, лечебно-оздоровительным мероприятиям, реабилитационному и санаторно-курортному лечению авиационного персонала гражданской авиации;

е) внесение ограничений в медицинское заключение или приостановление его действия;

ж) подготовку ежегодного отчета о результатах проведения проверки соответствия специалистов авиационного персонала гражданской авиации требованиям ФАП-50 и направляет его в ЦВЛЭК ГА.

12. Медицинский эксперт осуществляет:

а) очередную проверку соответствия требованиям ФАП-50 частных пилотов (самолет, дирижабль, вертолет), пилотов свободного аэростата, пилотов- планеристов, пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов, летчиков-наблюдателей, бортоператоров, бортпроводников, внешних пилотов гражданских беспилотных воздушных судов после их первичной проверки на соответствие в целях получения свидетельства требованиям ФАП-50 во ВЛЭК ГА или ЦВЛЭК ГА;

б) вынесение медицинских заключений второго класса?;

в) подготовку ежегодного отчета о результатах проведения проверки соответствия специалистов авиационного персонала гражданской авиации требованиям ФАП-50 и направляет его в ЦВЛЭК ГА.

13. Перед проверкой на соответствие требованиям ФАП-50 председатель ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинский эксперт проверяет документ, удостоверяющий личность, и заявление о получении медицинского заключения.

Кандидат на получение медицинского заключения предупреждается о том, что любая ложная информация в заявлении может привести к отказу в выдаче или аннулированию медицинского заключения.

14. При выявлении предоставленной обладателем медицинского заключения недостоверной информации о состоянии здоровья и/или медицинской документации, председатель ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА или медицинский эксперт приостанавливает действие ранее выданного медицинского заключения и информирует об этом орган по выдаче свидетельств в течение двух дней с даты выявления указанной информации по электронным каналам связи базы данных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации.

15. Данные, указанные в выданном медицинском заключении, направляются в орган по выдаче свидетельств в течение двух дней с даты выдачи по электронным каналам связи базы данных свидетельств авиационного персонала гражданской авиации.

16. ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинскими экспертами ведется электронная база результатов проверки соответствия состояния здоровья и выданных медицинских заключений. Документация, оформляемая для получения медицинского заключения, хранится в бумажном и/или электронном виде в течение 25 лет.

IV. Требования к членам ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинскому эксперту

17. Председатель ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА должен иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», высшую квалификационную категорию, подготовку и практические навыки в области авиационной медицины: для председателя ЦВЛЭК ГА — не менее семи лет, для председателя ВЛЭК ГА — не менее пяти лет.

Члены ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА должны иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», сертификат по основной врачебной специальности, документ о прохождении подготовки по авиационной медицине.

Медицинский эксперт должен иметь высшее медицинское образование по специальности «Лечебное дело», высшую квалификационную категорию, подготовку и практические навыки в области авиационной медицины не менее пяти лет.

18. Председатель, члены ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинские эксперты должны повышать квалификацию по основной специальности и авиационной медицине один раз в пять лет и быть знакомы с условиями, в которых авиационный персонал выполняет свою профессиональную деятельность.

19. Председатель и члены ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинский эксперт должны:

а) знать требования к состоянию здоровья специалистов авиационного персонала гражданской авиации;

б) учитывать риски для безопасности полетов при вынесении экспертного решения о годности специалистов авиационного персонала гражданской авиации к профессиональной деятельности;

в) давать рекомендации по динамическому наблюдению за состоянием здоровья авиационного персонала гражданской авиации;

г) соблюдать медицинскую этику, деонтологию, врачебную тайну.

20. Полномочия ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта прекращаются или ограничиваются приказом органа по выдаче свидетельств по результатам проверок органом по выдаче свидетельств ЦВЛЭК ГА, ВЛЭК ГА, медицинского эксперта.

Обзор документа

Планируется урегулировать вопросы деятельности центральной врачебно-летной экспертной комиссии, врачебно-летных экспертных комиссий, медицинских экспертов.

Они проверяют соответствие лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техобслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил.

Определяются порядок формирования и деятельности комиссий, функции экспертов. Приводятся требования к последним, а также к членам комиссий.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Вам также может понравиться