Требования к жанру рассказа

Как написать рассказ? Пособие для новичков

Сегодняшняя статья станет своеобразным пособием для всех новичков писательского цеха, страстно желающих, но пока не знающих, как написать рассказ. В ней я постарался обозначить важные этапы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать досадных и грубых ошибок при работе над своим первым художественным текстом.

Не секрет, что когда человек впервые садится за написание и видит перед собой чистый лист, в голове его, как правило, царит хаос и сумятица. Зачастую он слабо представляет, что и как будет делать, куда заведет история и чем она закончится; в подавляющем большинстве случаев начинающий автор даже не представляет себе четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я подготовил статью, единственная цель которой — объяснить всем желающим, как написать свой первый рассказ.

Как это обычно происходит?

Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, один единственный вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.

Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший разбор). В ней Король Ужасов предлагает читателю следующее занимательное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ об условной влюбленной парочке – Дике и Джейн. Главное условие упражнения — нельзя заранее ничего обдумывать; завязка, развязка и перипетии должны родиться сами собой уже в процессе написания текста (данный способ в писательской обиходе называется «спонтанное письмо»). Условие, на мой взгляд, довольно претенциозное, но пойдя на поводу у Кинга, я за каких-то пару часов написал свой первый рассказ.

Естественно, сие произведение не подвергалось никакой редактуре, зато было быстро выложено в интернет и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе своей накопилось на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что по ходу написания меня, как говорится, «понесло», и огромный кусок текста оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой пятилетний ребенок убивал канцелярскими ножницами кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?) Трудно поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось это, по сути своей, наобум. В голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она вообще закончится. Не было ни малейшей предпосылки к тому, чтобы из этой авантюрной затеи выросло хоть что-то адекватное и удобочитаемое. Поэтому я искренне желаю, чтобы вы подходили к написанию своего первого текста хотя бы с минимальным знаниями о процессе. И чтобы ваш первый литературный опыт оказался удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию текста.

Как написать рассказ?

В работе над любым литературным произведением (в т.ч. и над рассказом) можно выделить три основных этапа: подготовка, написание, редактирование. Если один из этапов пропущен или не проработан в должной мере, ожидать, что на выходе получится торт, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.

Этап 1. Подготовка (Составление плана рассказа)

Подготовка, по моему мнению, является важнейшим и определяющим этапом в работе над любым литературным произведением. От того, насколько хорошо и скрупулезно вы все продумали, и будет зависеть, в конечном итоге, ваш результат. Подготовка к написанию состоит из следующих элементов: подбор материала, разработка структуры текста, составление плана. Причем все три процесса по необходимости могут проводиться в уме, даже без использования блокнотов и письменных принадлежностей: можно вспомнить или придумать некий сюжет, разбить его на сцены, прикинуть их последовательность, а дальше, утвердив в уме план произведения, сесть реализовывать его на бумаге. Однако на первых порах я настоятельно рекомендую свой план записывать.

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания текста? Просто развлечь читателя или донести какую-то идею (мораль)?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто будет главным действующим лицом?

Возможно, вас испугают эти вопросы. Но дать на них четкие ответы – значит, направить мышление в правильное русло. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем. Если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете, постараться максимально насытить его интересными и неожиданными эпизодами. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-то идею, то нужно хорошенько обдумать, каким образом это реализовать: подобрать такой сюжет и таких персонажей, позволяющих раскрыть идею максимально полно и ярко. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим. И если не соответствует, решить, каким образом можно его подправить.

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас больше напоминает термоядерный боевик с морем кровищи и трупов. Очевидно, это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определиться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию пока рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план будущего рассказа. Как это делается? Все очень просто. Сперва записываем основную идею, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий нашей истории. На первых порах лучше придерживаться правила «чем больше, тем лучше». Не бойтесь заносить в план все свои идеи, касающиеся текста, впоследствии вы отбракуете все ненужное, оставив наиболее удачные задумки, которые станут твердой основой вашего рассказа. В дальнейшем по мере набора опыта и мастерства вы сможете сокращать объем своих планов или вовсе перейти на спонтанное письмо, но поперву лучше все заранее подробно расписывать, чтобы не завести повествование в дебри.

Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что лучше решить их до написания, а не мучиться в его процессе. Основные проблемы заключаются в отсутствии внятных переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на этом этапе, тем проще и быстрее напишите свой рассказ.

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

  • четко обозначена идея рассказа;
  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью «Как написать план произведения?» Для более опытных авторов рекомендую чрезвычайно важную статью «Подготовка к написанию книги», в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.

Этап 2. Написание рассказа

Это основная, но далеко не самая важная часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Но и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа. Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, он, наверняка, отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить писать как можно скорее.

Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это не к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в ознакомительной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях блога, а также на просторах интернета. Здесь же я коротко поясню, что относят к тем или иным видам штампов.

Другие публикации:  Договор трудоустройства бланк

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель обязательно это заметит. Кроме того, есть такие сюжетные ходы и целые сцены, которые повторялись в книгах и фильмах уже по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, ну и, конечно, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто! Наиболее яркие примеры сюжетных штампов я постарался собрать в статье «10 сокрушительных ошибок начинающего автора».

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает практика, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.

Этап 3. Редактирование

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, что можете.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого по возможности распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Более подробно о нюансах редактуры читайте в статье «Редактирование«.

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на слабые места. Идеального текста в природе не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике. В чем и желаю вам успеха! Если вам понравилась эта статья, подписывайтесь на блог «Литературная мастерская» и развивайте свой писательский навык, а уж я новыми статьями постараюсь вам всячески в этом способствовать. До новых встреч!

Что читать дальше? Статья «Как написать книгу? Пособие для новичков» идеально дополнит эту запись. Далее обязательно «О типах художественной литературы», чтобы понимать, где и как использовать рекомендации блога. И, конечно, полезнейшие «10 советов как стать писателем».

Жанр рассказа в русской литературе ХХ века

Разделы: Литература

Цель проекта – рассмотреть жанр рассказа на примере следующих произведений:

  1. И. Бунин “Темные аллеи”.
  2. М.Шолохов “Судьба человека”.
  3. А.Солженицын “Матренин двор”.

РАССКАЗ

  1. Изображается эпизод из жизни героя.
  2. Малое число действующих лиц.
  3. Сужено место и время действия.
  4. Характер героя раскрывается через его действия и поступки, отношения к другим.
  5. Композиция: З-К-Р.
  6. Повествователь-посредник между изображаемым и читателем.
  7. Тяготение к развернутому сюжету.
  8. Сплав повествовательной речи и высказываний героя (диалоги, монологи).

ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

  1. Характер героя раскрывается через внутреннее эмоциональное состояние.
  2. Через героя передаются чувства самого автора.
  3. Сжатость, выразительность речи.
  4. Через личное передается типичное.
  5. Сюжет прост внешне, несложен (ослаблен).
  6. Лирика прозы обращена к памяти, прошлому человека.
  7. Главное для автора – отражение внутреннего мира героя.

СКАЗ

  1. Строится как рассказ.
  2. Рассказчик речевой манерой и своей позицией отличен от автора.
  3. Речь рассказчика выходит за пределы литературной нормы данного времени.
  4. Сказ-монолог.
  5. Сказ строит рассказчика, но сам-построение писателя.
  6. Время увеличено за счет монолога героя.

ПРИТЧА

  1. Поучение в иносказательной форме.
  2. Берется проблема морали.
  3. Главное не обстоятельства, а авторская мысль, приковывающая внимание читателя.
  4. Сюжет важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое понимание вещей и заставить задуматься над эти
  5. Символичность повествования.

РАССКАЗ XX ВЕКА

  • Рассказ – лирическое повествование. (И.Бунин “Темные аллеи”)
  • Рассказ-сказ. (М. Шолохов “Судьба человека”)
  • Рассказ-притча. (А. Солженицын “Матренин двор”)

Цель урока: формирование навыков учебного исследования.

Структура:

  1. Выделение проблемы и цели исследования.
  2. Формирование гипотезы исследования.
  3. Определение методов исследования, источников информации.
  4. Обсуждение, анализ и оформление полученных результатов.

Форма продукта проектной деятельности – сравнительно-сопоставительный анализ по теме исследования. Мультимедийный продукт.

Форма презентации – научный доклад.

Ценность – развитие навыков научного исследования обучающихся.

1 этап – обсуждение, выделение проблемы и цели исследования.

Проект рассчитан на два урока.

Ставим перед учащимися проблему “В чем особенность жанра рассказа в литературе двадцатого века”. Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем методы исследования. В результате работы формируем четыре группы, рассматривающие следующие темы:

“Что из себя представляет жанр рассказа?”, “Рассказ-притча. Солженицын “Матренин двор”, “Рассказ-сказ. Шолохов “Судьба человека”, “Лирический рассказ. Бунин “Темные аллеи”.

1 группа. Вопрос: “Что из себя представляет жанр рассказа?”

Цель: рассмотреть особенности жанра рассказа.

Задачи: дать определение рассказа; рассмотреть его особенности; выделить его основные черты.

План исследования:

  1. Что такое жанр?
  2. Дать понятие рассказа.
  3. Выделить основные особенности рассказа.
  4. Какие существуют виды повествования в рассказе?

2 группа. Вопрос: “Почему “Матренин двор” А.Солженицына – рассказ-притча?”

Цель: рассмотреть с точки зрения жанра произведение “Матренин двор”; выявить его жанровые особенности; дать определение виду повествования, используемому автором в нем.

Задачи: рассмотреть, признаки какого жанра преобладают в произведении “Матренин двор”; выяснить особенность жанра данного произведения, вид его повествования.

План исследования:

  1. Выяснить, какие черты эпического жанра рассказа есть в данном произведении.
  2. Что такое притча.
  3. Найти элементы притчи в данном произведении.

3 группа. Вопрос: “Почему произведение И. Бунина “Темные аллеи” – лирический рассказ?”

Цель такая же, как и у предыдущей группы.

Задачи: рассмотреть, признаки какого жанра преобладают в произведении “Темные аллеи”; выяснить, особенность жанра данного произведения, вид его повествовании.

План исследования:

  1. Найти черты жанра рассказа в данном произведении.
  2. Выяснить, что такое лирика.
  3. Найти элементы лирического в данном произведении.

4 группа. Вопрос “Почему “Судьба человека” – рассказ-сказ?”

Цель, задачи такие же, как и у предыдущих групп.

План исследования:

  1. Найти черты жанра рассказа в данном произведении.
  2. Выяснить, что такое сказ.
  3. Найти элементы сказа в данном произведении.
Другие публикации:  Привлечение к административной ответственности прокурора

2 этап – обсуждение, предложения, координация действий групп.

3 этап – подбор наиболее значимых цитат из текстов, аргументов.

4 этап – вывод, итоги исследования.

5 этап – подготовка презентации.

6 этап – защита проекта.

РАССКАЗ

  • изображается эпизод из жизни героя;
  • развертывание действия в пространстве и времени;
  • кратковременность изображаемых событий;
  • малое число действующих лиц;
  • характер героя раскрывается через действия и поступки; его отношения с другими персонажами;
  • повествователь-посредник между изображенным и читателем;
  • тяготение к развернутому сюжету;
  • сплав повествовательной речи и высказываний героя (диалоги, монологи.)

ЛИРИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ

  • характер героя раскрывается через внутреннее эмоциональное состояние;
  • через героя передаются чувства самого автора;
  • сжатость, выразительность речи;
  • через личное передается типичное;
  • сюжет внешне прост, несложен;
  • лирика прозы обращена к памяти, прошлому человека;
  • главное для автора – отражение внутреннего мира героя.

СКАЗ

  • строится как рассказ;
  • рассказчик речевой манерой и своей позицией отличен от автора;
  • речь рассказчика выходит за пределы литературной нормы;
  • сказ-монолог;
  • сказ строит рассказчика, но сам – построение писателя;
  • время увеличено за счет монолога героя.

ПРИТЧА

  • поучение в иносказательной форме;
  • берется проблема морали;
  • главное не обстоятельства, а авторская мысль, приковывающая внимание читателя;
  • сюжет важен как пример, с помощью которого автор стремится нагляднее и убедительнее донести до читателя свое понимание вещей и заставить задуматься над этим;
  • символичность повествования.

БУНИН “ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ”

  • характер главного героя раскрывается через его эмоциональное состояние при воспоминании о прошлой любви, молодости;
  • через главного героя мы понимаем, как автор относится к любви, к жизни;
  • в рассказе все лаконично, динамично;
  • события, описанные в рассказе, типичные, часто встречающиеся в жизни;
  • речь точная, выразительная, в форме диалога, который позволяет передать душевное состояние героя непосредственно, прямо;
  • они могут быть счастливы вместе сейчас: он и она одиноки, но ему мешают предрассудки, общественные взгляды, а она в обиде на него;
  • велика роль пейзажа: вспыхивает на мгновение прежнее чувство, как природа осенью, и умирает;
  • особое внимание уделено отражению внутреннего мира героя;
  • сюжет ослаблен

ШОЛОХОВ “СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА”

  • строится как рассказ;
  • повествование об определенном моменте жизни героя;
  • два рассказчика (рассказчик-автор и рассказчик-герой);
  • рассказчик отличен от автора своей речью, позицией;
  • в речи рассказчика используются просторечья, присказки, элементы плача;
  • автор возвращается к простым и вечным общечеловеческим ценностям;
  • автор через отдельные временные отрезки выделяет главное: масштабность и человечность Андрея Соколова – главного героя;
  • повествование – построение героя, но сам он создание автора;
  • рассказ – исповедь героя.

СОЛЖЕНИЦЫН “МАТРЕНИН ДВОР”

  • проповедование истины, духовности;
  • движение сюжета направлено на постижение тайны характера героини, необыкновенно душевного человека;
  • для автора важно показать, что мир устроен неправильно, он враждебен человеку, даже природа противится этому миру;
  • символы: крестного пути, праведника, мученика (Матрена), дома – пристанища после бездомья, железная дорога, поезд-враждебность жизни;
  • идеал автора – бескорыстный человек, праведник.

Таким образом, выяснили, что рассказ Бунина – лирическое повествование, Шолохова – рассказ-сказ, Солженицына – рассказ-притча.

Почему же писатели двадцатого века обращались к жанровому синтезу, они не просто изображали отдельные эпизоды из жизни героя, а пытались заглянуть в их душу, понять причину их поступков. Как Бунин раскрыть их чувства. Как Шолохов показать мироощущение русского человека, впитавшего народное представление о жизни, или как Солженицын пытались вернуть мир на путь праведный. Наверное, все это связано с историей человечества, нашей историей. И. Бунин пишет рассказ, когда ломалось все старое, строился новый мир. Человек чувствовал, осознавал напрасность прожитых лет, бесцельность. Отсюда непонимание происходящего, уход в прошлое, связанный с лучшим, что есть на земле – любовью. М. Шолохов описывает послевоенные годы, когда простой русский человек, солдат был возвеличен миром, он освободил мир от фашизма. Вырос интерес к нему как личности, как патриоту, гуманисту. А. Солженицын рассказывает о событиях, происходящих уже в более позднее время после смерти Сталина. Почему же это произошло, неужели нет бескорыстных, добрых людей? Есть. Но во времена Сталина были разрушены все каноны морали. А нужны ли эти праведники? Солженицын говорит, что они есть и нужны нам. И вот в своем рассказе “Матренин двор” он показывает нам, на примере Матрены, в чем истинное предназначение человека, какими мы должны быть. Отсюда, наверное, и своеобразие жанра рассказа в литературе двадцатого века. У Бунина это рассказ – лирическое повествование, у Шолохова – рассказ-сказ, и у Солженицына – рассказ-притча.

Требования к жанру рассказа

Жанр рассказа в литературе 20 века.

Среди жанров «малой прозы» русский рассказ в историческом ракурсе представлен огромной библиотекой произведений, созданных за сравнительно короткий период его развития (XIX – XX вв.), отмеченных оригинальностью талантов создателей-классиков, серьезной разработанностью теоретических основ жанра. И вместе с тем — именно в этой сфере существует проблема так называемых «пограничных» жанров – очерка и новеллы, а порой — и повести.

Решаемая на каждом этапе литературного процесса проблема обнаруживает свои «подводные» течения, достаточно исследователю обратиться от специфического и характерно-особенного, присущего рассказу, к обобщениям и встретиться с необъятным объемом жизненного материала и активными интеграционными процессами в современной литературе.

Изучение художественной и национальной специфики русского рассказа, его истоков, биографии, тенденций жизни и развития имеет принципиальное значение для судеб прозы – и не только «малой», так как мобильность рассказа, его гибкая и прочная связь с процессами общественно-социальной и духовной жизни порой нередко прокладывает дорогу роману.

До середины XIX века дифференциация малых повествовательных форм: рассказ — новелла — очерк — анекдот — сказка — сказ – оставалась довольно относительной, причем эта относительность даже увеличивалась с развитием внутрижанровых и стилевых модификаций, взаимосвязей, переходов и т.п., что характерно для современного литературного процесса.

К примеру, на рубеже XIX — XX веков четко обозначились стилевые доминанты русского рассказа как: «углубленно-психологический» рассказ А. Чехова, «опрощенный», «народный» рассказ Л. Толстого, «мистически-символический» рассказ Ф. Сологуба, «социально заостренный» реалистический рассказ М. Горького [8, 452], то есть дифференциация довольно отчетливо проводилась по стилевым признакам.

На рубеже XX – XXI вв. значительно усложнились основания для классификации, так как умножилась терминология: реализм в традиционных формах и «жесткая проза» (рассказы В. Астафьева, Ю.Нагибина, Г. Семенова, С. Каледина, Б. Екимова и др.); «невымышленная проза или литература достоверности» («Колымские рассказы» В. Шаламова, рассказы В. Тендрякова, «Невыдуманные рассказы» Г. Бакланова и многие другие); постмодернистские рассказы В. Сорокина, В. Пелевина, С. Соколова и др.; «метафизическое познание души» в рассказах Ю. Буйды и В. Пьецуха; экзистенциализм и философская фантастика в рассказах В. Пелевина «Жизнь насекомых», феминистский рассказ (Л. Петрушевская, Т. Толстая, В.Нарбикова, Г. Щербакова) [2, 47]. За последние сто лет жизни рассказа терминологический калейдоскоп его классификаций настолько расширился, что угрожает самим классификациям, делая их достаточно условными, то есть необязательными, неопределенными. Эта угроза нависла над малым эпическим жанром еще в первые годы его развития в русской советской литературе на почве разрушений и созиданий послереволюционной поры. Новообразования очерково-публицистического характера, с одной стороны, обогащали, с другой – размывали жанровые рамки рассказа 30-х – 50-х годов.

Однако классификация, как любая научная операция, науке необходима, как необходима и литературному творчеству. История и теория русского рассказа как жанра в его внутренних модификациях прослежена отечественной академической наукой 30-х – 70-х годов [3, 508]. Термин «рассказ» в его жанровом значении, но под названием «сказка» закреплен в словаре со времен его первого теоретического описания сравнительно недавно – с начала XIX века [6, 49].

В этом словаре помещен один из первых в русском литературоведении опытов теории «малого жанра». В статье о сказке имеются определения, точно характеризующие рассказ: «Сказка принадлежит к роду повествовательному, то есть эпическому; но с поэмою эпическою различествует в том, что последняя описывает деяния знаменитые, а сказка имеет предметом дела обыкновенные, весьма часто случающиеся, или могущие случаться между людьми». «Сказку не должно также смешивать ни с романом, ни с притчею» и т. п. Примеры, приведенные автором словаря, подтверждают, что речь идет не только о сказке, но и новелле (например, «Модная жена» Дмитриева и др.)

Общее широкое значение термина «рассказ – малая форма эпической литературы» – находит место в справочниках ХХ века. Обратимся к русским источникам нашего времени. «Словарь литературоведческих терминов» (Редакторы-составители Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев) трактует термин «рассказ» так же широко: «малая форма эпической прозаической литературы» [5, 98]. «Малая эпическая жанровая форма художественной литературы» – таково определение рассказа в «Литературном энциклопедическом словаре» [4, 13].

Столь широкое определение жанра рассказа включает указание на глубокие традиции в литературах Запада и Востока, генетические связи с такими древними формами народного творчества как миф, легенда, притча, сказка, анекдот, «пояснительные сюжеты» в нартском эпосе, хабары и др. Как самостоятельный жанр рассказ обособился в письменной русской литературе в XVII – XVIII вв., но обозначался повсеместно традиционными терминами – «повесть», «сказка», «история». К примеру, «Повесть о Карпе Сутулове», «О Шемякином суде», «История о российском дворянине Фроле Скобееве», «сказка» М. Д. Чулкова «Досадное пробуждение», «Русские сказки» В. А. Левшина. Как определенное жанровое понятие термин «рассказ» начинает входить в употребление в первой половине XIX века, но еще у А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя некоторые произведения, по сути рассказы – «Выстрел», «Гробовщик», «Коляска» – объединяются термином «повести». Однако, сам А. С. Пушкин в 1835 году, характеризуя книгу Н. Ф. Павлова «Три повести», определяет эти произведения как рассказы. Что касается проблемы формирования жанра прозы в казахской литературной традиции, то это одна из актуальных проблем в современном национальном литературоведении . Это обусловлено тем, что литература казахского народа в исторически короткий срок проделала гигантский скачок «от эпоса к эпопее», но тем не менее условия и обстоятельства, способствовавшие её ускоренному развитию, конкретные пути формирования, скрытые от внешнего взгляда тенденции развития и формирования казахской литературной прозы всё ещё в немалой степени остаются вне поля специального внимания исследователей. Отсутствие специальных исследований, посвящённых анализу путей формирования казахской прозы, в частности рассказа, сказывается негативно на развитии разработок в области проблем генезиса и классификации.

Другие публикации:  Порядок заполнения тк

Современное казахское литературоведение освободилось от груза вульгарного социологизаторства и вооружилось методикой, отвечавшей требованиям сегодняшнего дня науки. Внимание исследователей привлекают проблемы внутренней динамики и структуры литературного процесса, на повестку дня встали системные и сравнительно-типологические исследования не только столь крупных явлений, как литературный процесс и литературные течения, но и процессов формирования и закономерностей развития отдельных жанров. «Очень необходимы исследования, раскрывающие, так сказать, внутреннюю типологию отдельных литературных направлений, в частности их национальные типы. Существенные значения имеют типология жанров и стилей. В этой области много нерешенных проблем. Для глубокого понимания мирового литературного процесса важно раскрыть общие начала, типологические «схождения», проявляющиеся в исключительном разнообразии жанров и стилей, в той сложной трансформации, которую претерпевают жанровые образования в различной социально-исторической среде» [1, 35].

Накопленные к настоящему времени факты свидетельствуют о том, что уже в начале XX столетия в казахском расска зе начали складываться необходимые компоненты профессиональной прозы, что казахские авторы вели активные поиски в этом направлении. В это время в связи с интенсивным социально-экономическим развитием казахского общества передовые представители творческой интеллигенции обратились к художественной прозе, к рассказу.

При анализе литературного наследия начала XX века огромную методологическую роль играют высказывания классиков марксизма-ленинизма об отношении к культурному наследию прошлого, о принципах партийности и народности литературы и искусства, а также основополагающие постановления партии и правительства в области литературы и искусства.

В начале XX века казахская литература вступила в новую полосу развития, обогатилась разнообразными произведениями, написанными в жанре прозы — жанре, обладающем огромными выразительными возможностями. В их числе разнообразнейшие путевые заметки и очерки, рассказы и повести, романы и драматические произведения. Совершенствовалось мастерство казахских авторов в использовании необходимых компонентов художественной прозы — портрета и пейзана, действий и внутреннего мира персонажей , сложных отношений между диалогом и повествованием , языка художественной прозы. Значительный отряд казахских прозаиков составили выпускники школ, открытых Ибраем Алтынсариным. Стремление их отобразить многообразие проявлений казахской социальной жизни способствовало созданию достаточно полного облика современной эпохи. Казахская литература стояла на пороге перехода от количественных изменений к новым качественным. Поэтому история казахской литературы начала XX столетия рассматривается в казахском литературоведении в качестве одного из значительных периодов развития литературной традиции [1, 173].

Если вести начало казахской профессиональной прозы с первых послереволюционных лет, то трудно представить, каким образом за столь практически короткий срок, исчисляющийся шестью-семью годами, могли появиться созданные на высоком профессиональном уровне и вошедшие в золотой фонд казахской литературы рассказы, повести и драматические произведения М.Ауэзова, Б.Майлина, С.Сейфуллина, историко-мемуарный роман последнего «Тернистый путь».

Рассматривая произведения казахской прозы начала XX столетия в системе, нетрудно заметить, что в казахской литературе этого периода происходили сложные процессы. Она пополнялась новыми произведениями, в которых получили художественное воплощение значительные гражданские и просветительско-демократические идеи, обогатился её арсенал художественных средств и приёмов, расширились жанровые границы.

На пути преодоления трудностей происходило постепенное, но неуклонное накопление художественного опыта, проявившееся в первую очередь в стремлении преодолеть инерцию дидактизма , прямого обращения к читателю с изложением авторской идеи. Последнее постепенно начинает переноситься из основного текста в авторские вступления к произведению, которые обычно оформлялись в стихотворной форме, или же в заключение-моралите, также обычно носившем поэтическую форму. Место прямого назидания начинает занимать форма проявления авторской идеи через отображение сюжетных ситуаций, хотя обычно при этом последние носили условный, искусственный характер. Соответственно этому и персонажи , фигурировавшие в них, были в значительной степени персонажами-символами.

Значительные достижения в освоении жанра художественного рассказа, которыми отмечены произведения С. Сейфуллина, И. Жансугурова и Б.Майлина в известной степени связаны с творческим освоением опыта русской прозы. Всё это было опять-таки необходимой ступенью, базируясь на которой авторы создавали выдающиеся и не потерявшее своей художественной ценности до сего времени произведения. Творческая удача Б. Майлина была обусловлена умелым использованием традиций казахских устных рассказов-ангиме и традиций рассказывания, свойственных рассказчикам — ангимеши. И это убедительно свидетельствует о том, что необычайно быстрое становление жанра казахского художественного рассказа обязано органическому сочетанию национальных традиций устного творчества, имеющих глубокие корни в казахской культурной традиции, с обусловленным этой базой творческим использованием опыта русской литературы, а также о том, что в рассматриваемый период сложились все те основные предпосылки, которые обусловили ускоренное развитие казахской художественной прозы в послереволюционный период, и появилось немало произведений, отличавшихся высокими художественными достоинствами.

Рассказ, новелла, повесть как эпические жанры

Рассказ является большой литературной формой письменной информации в литературно-художественном оформлении. При записи устных пересказов рассказ обособился как самостоятельный жанр в письменной литературе.

Рассказ как эпический жанр

Отличительными чертами рассказа являются малое количество действующих лиц, небольшое содержание, одна сюжетная линия. Рассказ не обладает переплетениями в событиях и в нем не может встречаться пестрота художественных красок.

Таким образом, рассказ — это повествовательное произведение, которому присущ небольшой объем, малое количество героев и кратковременность изображаемых событий. Этот вид эпического жанра восходит к фольклорным жанрам устного пересказа, к иносказаниям и притчам.

В XVIII веке разница между очерками и рассказами была еще не определена, но со временем рассказ стали отличать от очерка конфликтностью сюжета. Существует различие между рассказом «крупных форм» и рассказом «малых форм», но зачастую это различие условно.

Встречаются рассказы, в которых прослеживаются характерные черты романа, а также есть небольшие по объему произведения с одной сюжетной линией, которые называют все-таки романом, а не рассказом, несмотря на то, что все признаки указывают на этот вид жанра.

Новелла как эпический жанр

Многие считают, что новелла — это определенный вид рассказа. Но все же определение новеллы звучит, как разновидность малого прозаического произведения. От рассказа новелла отличается сюжетом, который зачастую острый и центростремительный, строгостью композиции и объемом.

Новелла чаще всего раскрывает острую проблему или вопрос через одно событие. Как образец литературного жанра, новелла возникла в эпоху Возрождения — самым знаменитым примером является «Декамерон» Бокаччо. Со временем новелла стала изображать парадоксальные и необычные происшествия.

Расцветом новеллы, как жанра, считается период романтизма. Знаменитые писатели П. Мериме, Э.Т.А. Гофман, Гоголь писали новеллы, центральной линией которых было разрушить впечатление о привычной повседневности.

Новеллы, которые изображали судьбоносные события и игру рока с человеком, появились в начале XX века. Такие писатели, как О. Генри, С. Цвейг, А. Чехов, И. Бунин уделяли значительное внимание жанру новеллы в своем творчестве.

Повесть как эпический жанр

Такой прозаический жанр, как повесть, представляет собой промежуточное место между рассказом и романом. Изначально повесть была источником повествования о каких-либо реальных, исторических событиях ( «Повесть временных лет», «Повесть о Калкской битве»), но впоследствии она стала отдельным жанром для воспроизведения естественного течения жизни.

Особенностью повести считается то, что в центре ее сюжета всегда находится главный герой и его жизнь — раскрытие его личности и пути его судьбы. Для повести характерна последовательность событий, в которых раскрывается суровая действительность.

А подобная тема крайне актуальна для такого эпического жанра. Знаменитыми повестями являются «Станционный смотритель» А. Пушкина, «Бедная Лиза» Н. Карамзина, «Жизнь Арсеньева» И. Бунина, «Степь» А. Чехова.

Значение художественной детали в повествовании

Для полноценного раскрытия замысла писателя и для полного понимания смысла литературного произведения очень важна художественная деталь. Это может быть подробность интерьера, пейзажа или портрета, ключевым моментом здесь является то, что писатель подчеркивает эту подробность, тем самым обращая на нее внимание читателей.

Это служит способом выделить какую-ту психологическую черту главного героя или настроения, которое характерно для произведения. Примечательно, что важная роль художественной детали заключается в том, что она одна может заменить множество повествовательных подробностей. Таким образом автор произведения подчеркивает свое отношение к ситуации или к человеку.

Вам также может понравиться