Пособия егэ по литературе

ЕГЭ. Литература. Полный курс. Самостоятельная подготовка к ЕГЭ. Аристова М.А.

Пособие предназначено для самостоятельной подготовки школьников к ЕГЭ по литературе. Оно включает материал для подготовки к заданиям с развернутым ответом в объеме 5-10 предложений на основе представленного текста, а также к сочинению по заданной теме, сформулированной в виде проблемного вопроса. В пособии раскрывается технология написания указанных видов письменных работ, даются задания «Проверь себя» (с ответами) по всем темам курса литературы, входящим в состав ЕГЭ, а также справочный материал, в том числе по терминам, необходимым как для кратких ответов на вопросы, так и при выполнении заданий с развернутым ответом. Кроме того, пособие содержит кодификатор элементов содержания ЕГЭ по литературе; приведены критерии проверки и оценки выполнения заданий. Издание рассчитано на учителей, методистов и старшеклассников, готовящихся к сдаче ЕГЭ по литературе.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
Подготовка к ЕГЭ по литературе: стратегия и тактика 7
Какие знания проверяют на ЕГЭ по литературе 15
Что такое «Кодификатор элементов содержания» 15
Как повторять теоретико-литературные понятия 17
Проверь себя 33
Как повторять литературные произведения 46
Проверь себя 63
Подготовка к заданиям с развернутым ответом 85
Критерии оценки: за что снижают баллы 85
Подготовка к заданиям 8-9 и 15-16 91
Проверь себя ПО
Подготовка к заданиям 17.1, 17.2, 17.3 121
Классификация речевых ошибок 133
Задания 140
Проверь себя 210
Обобщающие задания 210
Вариант 1 210
Вариант 2 218
Краткий словарь литературоведческих терминов 226
Ответы 258
Приложения 267
Приложение 1 267
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений
для проведения единого государственного экзамена по литературе 267
Приложение 2 282
Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом 282

«Тяжело в учении — легко в бою». Кому не знакома эта крылатая фраза легендарного русского полководца Александра Васильевича Суворова? Мы часто используем ее в самых разных жизненных обстоятельствах, когда нужно подготовить себя к каким-то серьезным испытаниям, настроиться на тяжелую, но необходимую работу, которая должна обеспечить будущий успех. «Золотые слова» великого военного стратега вполне подходят не только для «курса начинающего бойца», но и для тех, кто готовится «вступить в сражение» с таким еще мало знакомым противником, как ЕГЭ.
Может быть, кому-то использованная мною метафора покажется некорректной: ведь ЕГЭ — это всего лишь новая форма экзамена, а значит, незачем планировать некие «военные действия», а надо только хорошо подготовиться к нему и спокойно идти сдавать. Все это так, но неслучайно в обществе часто слышны протесты против введения ЕГЭ, многие говорят о трудности или непродуманности заданий, а выпускники и их родители порой на самом деле считают, что, идя на ЕГЭ, они вступают в неравную схватку с коварным и опасным врагом. Вопрос только в том, кто же этот страшный противник, которого так опасаются некоторые из вас? Попробуем разобраться.

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Лучшие учебники для подготовки (ЕГЭ по литературе)

Подготовка к единому государственному экзамену про литературе- это трудоемкий процесс. Мало того, что необходимо прочесть множество произведений школьной программы, так ещё и необходимо уметь анализировать литературу, предложенную для подготовки к ЕГЭ. Мы предлагаем вашему вниманию учебники, которые помогут структурировать знания абитуриента по литературе.

1) Универсальный справочник Л. Скубачевской 2010 г.

Данное пособие содержит подробный теоретический материал практически по всем темам, которые проверяются на экзамене. К каждому великому произведению русской литературы дается краткая справка, биография писателя и история создания. Помимо всего прочего, составители предлагают ученику максимально приближенный к ЕГЭ тест по каждому отдельному произведению.

Поступающий может проверять свои знания, заглядывая в ответы в конце учебника.

2) Т. Вознесенская, И. Сушилина, Т.Щепакова. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX–XX ВЕКОВ. Москва 2000

Каким мы старым не был этот учебник, но многие абитуриенты до сих пор готовятся по нему. В простонародье учебник носит название «Шурики», поскольку на обложках двухтомника изображены два великих поэта — Александр Пушкин и Александр Блок. Также данное пособие поможет подготовиться к вступительным экзаменам в лучшие университеты страны, например, в МГУ или СПБГУ. Авторы акцентировали внимание на месте того или иного автора в русской литературе, анализе произведений с последующей самопроверкой абитуриента.

3) М. Мещерякова. Литература в таблицах и схемах.

Очень многие преподаватели при подготовке к урокам делают акцент на различные схемы, позволяющие систематизировать знания по различным дисциплинам. Данная книга может помочь не только ученику, но и учителю. Пособие состоит из двух разделов. В первой части читателю предлагается изложение истории русской литературы в виде схем, что способствует быстрому запоминанию материала. Применение схем и таблиц в работе — это хороший способ разобраться в трудных для понимания теоретических положениях. Во втором разделе нашему вниманию предлагается словарь литературоведческих терминов и понятий. Все термины представлены в алфавитном порядке.

4)Е. Михайлова. Литература. Алгоритм написания сочинения.

Пожалуй, именно сочинение пугает многих школьников больше всего. Не стоит забывать, что в ЕГЭ по литературе за 3 часа 55 минут вам необходимо написать 5 сочинений. Данное пособие поможет вам систематизировать подготовку не только к единому государственному экзамену, но и к итоговому сочинению, которое пишут в декабре.

Учебник разбит на 4 раздела.

В первом вы узнаете об особенностях написания сочинения, его составных компонентах. Во втором разделе представлен непосредственный алгоритм написания сочинения ЕГЭ, также здесь вы найдете критерии оценивания вашей работы. Основной упор делается на задания 8, 9, 15, 16, где вам нужно будет не только анализировать представленный текст, но и находить аналоги в отечественной литературе. В третьем разделе авторы рассказывают о том, как писать итоговое сочинение для допуска к экзаменам. Здесь вам расскажут о том, как необходимо строить план вашей работы. В четвертом разделе предоставляется словарь литературоведческих терминов, которые пригодятся вам при написании любого сочинения.

Удачной сдачи ЕГЭ .

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе

Разделы: Литература

Как известно, с 2009 года ЕГЭ по литературе стал обязательным испытанием при поступлении на целый ряд специальностей, в том числе таких востребованных сегодня, как “Журналистика”, “Реклама”, “Графическое искусство и дизайн” и другие. Этот факт не мог не заставить выпускников выбрать в качестве обязательного экзамена предмет “Литература”.

Другие публикации:  Кто может оформить временный ввоз автомобиля

Востребованность предмета сегодня и ряд нерешенных вопросов в этой связи позволяют говорить об актуальности пособия.

создание электронного пособия для подготовки к ЕГЭ по литературе.

Задачи

  • Проанализировать существующие пособия для подготовки к ЕГЭ по литературе.
  • Составить словарь литературоведческих терминов в соответствии с кодификатором элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников ОУ для ЕГЭ по литературе.
  • Проанализировать художественные тексты по плану в соответствии с перечнем проверяемых умений на ЕГЭ по литературе.
  • Создать пособие удобное для использования на ПК.
  • электронное пособие позволит сократить время для подготовки к ЕГЭ по литературе и качественно подготовиться к нему.

    Основные этапы работы

  • Выбор темы.
  • Определение композиции работы.
  • Изучение материалов по проблеме проекта.
  • Анализ произведений в соответствии с требованиями ЕГЭ по литературе.
  • Создание презентации.
  • Электронное пособие для подготовки к ЕГЭ по литературе состоит из следующих разделов:

    1. Психологическая подготовка к ЕГЭ.
    2. Структура экзамена.
    3. Критерии оценивания.
    4. Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ.
    5. Анализ произведений.
    6. Словарь литературоведческих терминов.

    В первом разделе даны ссылки на сайты по психологической помощи выпускникам в момент подготовки к ЕГЭ.

    Во втором и третьем разделах напоминается структура экзамена и комментируются критерии оценивания частей С1, С2, С3, С4, С5.

    Четвертый раздел посвящен элементам содержания, проверяемых на ЕГЭ по литературе.

    Пятый раздел дает сведения экзаменуемым об основных произведениях, указанных в перечне. Художественные тексты проанализированы с точки зрения тех критериев, по которым проверяются экзаменационные работы выпускников.

    В последнем разделе дан словарь литературоведческих терминов.

    Новизна пособия заключается в использовании новейших информационных технологий для подготовки выпускников к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе.

    Подготовка к ЕГЭ по литературе

    Тренажёр к ЕГЭ 2018 года по литературе / Е.Л. Ерохина

    Учебное пособие «ЕГЭ 2018. Литература. Тренажёр» Ерохиной Е.Л. содержит:

    • Тематические задания к экзамену по литературе;
    • Задания формата ЕГЭ;
    • Варианты экзаменационных работ формата 2018 года;
    • Ответы к заданиям.

    Издание предназначено для учителей литературы, родителей и репетиторов, а также учащихся средней школы.

    ЕГЭ 2016 по литературе. Типовые тестовые задания / Е.Л. Ерохина

    Учебное пособие «ЕГЭ 2016. Литература. Типовые тестовые задания» Ерохиной Е.Л. содержит:

    • 10 вариантов заданий
    • Разбор одного варианта заданий
    • Ответы и комментарии
    • Критерии оценок
    • Бланки ответов .

    ЕГЭ 2015 по литературе. Типовые тестовые задания / Е.Л. Ерохина

    Пособие «ЕГЭ 2015. Литература. Типовые тестовые задания» Ерохиной Е.Л. содержит:

    • 10 вариантов заданий ЕГЭ по литературе в соответствии с демоверсией 2015 года;
    • Ответы ко всем вариантам заданий;
    • Комментарии (решение) одного варианта;
    • Критерии оценок ЕГЭ по литературе;
    • Бланки ответов .

    Пособие предназначено учителям для подготовки учащихся к экзамену по литературе, а учащимся-старшеклассникам для самоподготовки и самоконтроля.

    Сочинение на ЕГЭ по литературе. Задание С5 / Е.Л. Ерохина и др.

    Сочинение на ЕГЭ. Литература. Выполнение задания С5 из серии «ЕГЭ. Полный курс А, В, С»

    • Развернутый ответ на проблемный вопрос
    • Методика подготовки
    • Образцы сочинений
    • Критерии оценки

    Диагностические работы ЕГЭ по литературе 2014 / Зинин С.А.

    Пособие «Диагностические работы по литературе для подготовки к ЕГЭ-2014» Зинина С.А. предназначено для отработки практических умений и навыков учащихся при подготовке к экзамену в 11 классе в формате ЕГЭ. Пособие содержит:

    • 6 вариантов диагностических работ ЕГЭ-2014 по литературе, формат и содержание которых соответствуют контрольно-измерительным материалам, разработанным ФИПИ для проведения ЕГЭ;
    • Ответы к заданиям с кратким ответом, к частям 1 и 2 (В);
    • Критерии проверки и оценивания выполнения заданий части 3 (С).

    Материалы книги рекомендованы учителям и методистам для выявления уровня и качества подготовки учащихся по предмету, определения степени их готовности к ЕГЭ.

    Лучшие учебники для подготовки к ЕГЭ

    Эксперты традиционно советуют не только тщательно штудировать материалы и повторять пройденное, но и отработать формальную сторону сдачи экзаменов: ознакомиться с критериями оценки, внимательно отнестись к оформлению ответов, а также заранее понять, какое время требуется на выполнение той или иной экзаменационной части.

    Использовать оставшееся время эффективно и вдумчиво подготовиться к экзаменам выпускникам помогут специальные пособия. Самую полную коллекцию учебников и пособий для сдачи ЕГЭ предлагает Лабиринт.ру. Бестселлеры по разным предметам — в нашем обзоре. И ни пуха ни пера!

    В этом году экзамен по математике сдается в два этапа — базовая часть обязательна для всех выпускников, профильная — для поступающих на специальности, где математика является вступительным экзаменом. Можно сдавать и оба экзамена. Школьникам придется решить 5 задач из раздела алгебры, 5 уравнений и неравенств, 3 задания на знание функций, 2 задания с основами матанализа, 6 задач по геометрии и одно задание по комбинаторике, статистике и теории вероятности. В усложненной части появилась экономическая задача из банковской сферы, в которой может потребоваться рассчитать, например, срок выплаты кредита. Обещают, что все задачи составлены на основе фактов из реальной жизни.

    Книги и учебники для подготовки к ЕГЭ по Литературе

    Автор статьи: Воронцова Т. В.
    Выбирая пособия для подготовки к ЕГЭ по литературе, обратите внимание прежде всего на следующие книги:

    Л. А. Скубачевская, Н. В. Слаутина, Т. В. Надозирная. “ЕГЭ. Литература. Универсальный справочник”.

    В. А. КрутецкаяРусская литература в таблицах и схемах: 9-11 классы”.

    Н. М. Азарова. “Текст. Пособие по русской литературе XIX века” в двух частях.

    Эта книга будет вам полезна, если вы решили писать сочинение по первой теме ЕГЭ по литературе. К сожалению, с 2000 года книга не переиздавалась, и найти ее непросто.

    Обратите внимание на книгу:
    Т. В. Воронцова. “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”.

    Это книга о том, как сдавать ЕГЭ по литературе. Автор дает конкретные методические рекомендации, которые нужно выполнить, чтобы сдать ЕГЭ по литературе. Как организовать проверку, где найти информацию, какие алгоритмы использовать. И эти методические рекомендации — первая часть книги. Вторая часть книги – это перечень вопросов по каждой теме ЕГЭ по литературе. Задача этих вопросов — сфокусировать внимание сдающего на сложных вопросах. Третья часть – систематизация, повторение курса литературы.

    Из сборников тестов выбирайте в первую очередь те, которые имеют пометку “Рекомендовано ФИПИ”. Такие материалы строго соответствуют формату экзамена.

    Не пренебрегайте и школьными учебниками. Они содержат много ценной информации для подготовки к ЕГЭ по литературе.

    Звоните нам: 8 (800) 775-06-82 (бесплатный звонок по России) +7 (495) 984-09-27 (бесплатный звонок по Москве)

    Или нажмите на кнопку «Узнать больше», чтобы заполнить контактную форму. Мы обязательно Вам перезвоним.

    Обучающее видео
    БЕСПЛАТНО

    Техническая поддержка:
    dvd@ege-study.ru (круглосуточно)

    Полный онлайн-курс подготовки к ЕГЭ по математике. Структурировано. Четко. Без воды. Сдай ЕГЭ на 100 баллов!

    Для нормального функционирования и Вашего удобства, сайт использует файлы cookies. Это совершенно обычная практика.Продолжая использовать портал, Вы соглашаетесь с нашей Политикой конфиденциальности.

    Все поля обязательны для заполнения

    Вся часть 2 на ЕГЭ по математике, от задачи 13 до задачи 19. То, о чем не рассказывают даже ваши репетиторы. Все приемы решения задач части 2. Оформление задач на экзамене. Десятки реальных задач ЕГЭ, от простых до самых сложных.

    Видеокурс «Премиум» состоит из 7 курсов для освоения части 2 ЕГЭ по математике (задачи 13-19). Длительность каждого курса — от 3,5 до 4,5 часов.

    1. Уравнения (задача 13)
    2. Стереометрия (задача 14)
    3. Неравенства (задача 15)
    4. Геометрия (задача 16)
    5. Финансовая математика (задача 17)
    6. Параметры (задача 18)
    7. Нестандартная задача на числа и их свойства (задача 19).
    Другие публикации:  Рога ликвидация таланты

    Здесь то, чего нет в учебниках. Чего вам не расскажут в школе. Приемы, методы и секреты решения задач части 2.

    Каждая тема разобрана с нуля. Десятки специально подобранных задач, каждая из которых помогает понять «подводные камни» и хитрости решения. Автор видеокурса Премиум — репетитор-профессионал Анна Малкова.

    Видеокурс «Получи пятерку» включает все темы, необходимые для успешной сдачи ЕГЭ по математике на 60-65 баллов. Полностью все задачи 1-13 Профильного ЕГЭ по математике. Подходит также для сдачи Базового ЕГЭ по математике. Если вы хотите сдать ЕГЭ на 90-100 баллов, вам надо решать часть 1 за 30 минут и без ошибок!

    Курс подготовки к ЕГЭ для 10-11 класса, а также для преподавателей. Все необходимое, чтобы решить часть 1 ЕГЭ по математике (первые 12 задач) и задачу 13 (тригонометрия). А это более 70 баллов на ЕГЭ, и без них не обойтись ни стобалльнику, ни гуманитарию.

    Вся необходимая теория. Быстрые способы решения, ловушки и секреты ЕГЭ. Разобраны все актуальные задания части 1 из Банка заданий ФИПИ. Курс полностью соответствует требованиям ЕГЭ-2018.

    Курс содержит 5 больших тем, по 2,5 часа каждая. Каждая тема дается с нуля, просто и понятно.

    Сотни заданий ЕГЭ. Текстовые задачи и теория вероятностей. Простые и легко запоминаемые алгоритмы решения задач. Геометрия. Теория, справочный материал, разбор всех типов заданий ЕГЭ. Стереометрия. Хитрые приемы решения, полезные шпаргалки, развитие пространственного воображения. Тригонометрия с нуля — до задачи 13. Понимание вместо зубрежки. Наглядное объяснение сложных понятий. Алгебра. Корни, степени и логарифмы, функция и производная. База для решения сложных задач 2 части ЕГЭ.

    Сразу после оплаты вы получите ссылки на скачивание видеокурсов и уникальные ключи к ним.

    Задачи комплекта «Математические тренинги — 2019» непростые. В каждой – интересные хитрости, «подводные камни», полезные секреты.

    Варианты составлены так, чтобы охватить все возможные сложные задачи, как первой, так и второй части ЕГЭ по математике.

    Как пользоваться?

    1. Не надо сразу просматривать задачи (и решения) всех вариантов. Такое читерство вам только помешает. Берите по одному! Задачи решайте по однойи старайтесь довести до ответа.
    2. Если почти ничего не получилось – начинать надо не с решения вариантов, а с изучения математики. Вам помогут книга для подготовки к ЕГЭи Годовой Онлайн-курс.
    3. Если вы правильно решили из первого варианта Маттренингов 5-7 задач – значит, знаний не хватает. Смотри пункт 1: Книгаи Годовой Онлайн-курс!
    4. Обязательно разберите правильные решения. Посмотрите видеоразбор – в нем тоже много полезного.
    5. Можно решать самостоятельно или вместе с друзьями. Или всем классом. А потом смотреть видеоразбор варианта.

    Стоимость комплекта «Математические тренинги – 2019» — всего 1100 рублей. За 5 вариантов с решениями и видеоразбором каждого.

    ЕГЭ расставил ловушки

    Последние статьи раздела «Образование»

    Как подготовка к ЕГЭ по литературе превратилась для учеников и учителей в квест с непредсказуемым финалом

    Текст: Наталья Лебедева
    Фото: Profi.ru

    До выпускных экзаменов остаются считаные месяцы. Тем, кто выбрал гуманитарные факультеты, предстоит сдать ЕГЭ по литературе. С какими трудностями на экзамене сталкиваются начитанные дети, различающие строфу, анафору и оксюморон? Почему заданиям из серии «вопрос-ответ» не место на экзамене по литературе? И нужно ли читать все произведения из списка, чтобы получить максимальный балл? На эти и другие вопросы отвечает автор многочисленных учебников и пособий по литературе, доцент МГПУ Елена Полтавец.

    Елена Юрьевна, как думаете, достаточно ли тех знаний, что дают в школе, для того чтобы успешно сдать ЕГЭ по литературе?

    Елена Полтавец: Знания и школы бывают разные. Бывает, знания дают, но в силу разных причин их не берут, бывает, что знания навязывают, но навязанное никакими завязками не привяжешь. Знания можно только добыть собственными усилиями и сделать их неотъемлемой частью своего внутреннего мира. Еще Набоков говорил, что хороший читатель примешивает к произведению каплю собственной крови.

    Современный абитуриент, мотивированный на экзамен, найдет все необходимое в библиотеке, интернете и, конечно, дополнительных вопросах к учителю. Но парадокс в том, что чем лучше добросовестный ученик выучит, что такое ремарка, анафора, инверсия, лироэпос, оксюморон, аллитерация, ассонанс и все остальные элементы, знание которых требуется в «Перечне элементов содержания» и «Перечне требований к уровню подготовки выпускников», тем больше вероятность снижения экзаменационных баллов .

    Как такое возможно?!

    Елена Полтавец: Простой пример, в демонстрационном варианте есть задание по стихотворению Александра Блока «Россия», в котором требуется указать «номер строфы, в которой поэт использует анафору» . Школьник, прочитавший хотя бы краткую статью «Анафора» в словаре литературоведческих терминов, найдет анафору, но не найдет строфу. Хотя бы потому, что в перечне «элементов содержания» нет термина «строфа» (но это не так страшно: разработчики КИМов уверены, что школьник не может этого не знать). Хуже другое: шестая строфа предложенного стихотворения, содержащая анафору, представляет собой не строфу, а строфоид, поэтому прилежный абитуриент, повторивший перед экзаменом, кроме термина «анафора», еще и термин «строфа», растеряется.

    Другой пример — вопрос по роману «Отцы и дети»: «Как называется значимая подробность, являющаяся средством художественной характеристики (например, отмеченные автором базаровский балахон и английский сьют Павла Петровича)?» Подразумевается ответ: «деталь». Но в теории «деталь» и «подробность» разграничиваются как термины.

    На мой взгляд, главная проблема ЕГЭ — концептуальная несостоятельность тестовых КИМов, да и вообще любых однозначных заданий в режиме «вопрос-ответ» по дисциплине «литература». Ситуация некорректного вопроса «Как называется подробность…?» — это ловушка для умного абитуриента. Особенно если он задумается, не имеются ли в виду символика деталей и их противопоставление. Он мог бы обо всем этом написать в сочинении, но не в строчке, в которой поместится не более десятка букв.

    Но ведь в ЕГЭ по литературе уже появились задания, где надо писать развернутые ответы объемом в 5—10 предложений.

    Елена Полтавец: Это уже не ловушка, а прямо-таки «подстава», и очень серьезная. В демонстрационном варианте приводится эпизод первой встречи Базарова и Павла Кирсанова (глава четвертая романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», от слов Николая Петровича «Вот мы и дома» до реплики Аркадия: «Так, замешкались немного»). Вопрос звучит так: «Как в данном эпизоде «Отцов и детей» намечается основной конфликт произведения?» Создается впечатление, что разработчик этого вопроса не читал великого романа. Потому что основной конфликт романа не намечается ни в антитезе балахона и английского сьюта, упомянутых в эпизоде, ни даже в противопоставлении поколений, ни в мировоззренческих спорах, которые разворачиваются в романе почти до эпизода дуэли, а заключается в конфликте «страстного, бунтующего сердца» человеческого и могилы как трагической участи всякой плоти среди вечной «равнодушной природы». Осознание своей душевной незаурядности и понимание обреченности на одиночество — вот что сближает после дуэли былых антагонистов — Базарова и Павла Кирсанова — и противопоставляет их всем остальным персонажам. Хороший учитель или репетитор так, конечно, и прочитает со своими учениками одно из величайших произведений мировой литературы.

    Другие публикации:  Деньги под залог движимого имущества

    Разработчики утверждают, что если прочитать все произведения по программе, сдать ЕГЭ будет несложно. Так ли это?

    Елена Полтавец: Начну сразу с примера. Задание по тому же роману «Отцы и дети»: «Установите соответствие между персонажами и их дальнейшей судьбой. (Персонажи: Евгений Базаров, Николай Петрович Кирсанов, Павел Петрович Кирсанов. Судьба: получает ранение на дуэли, женится на сестре Одинцовой, умирает от тяжелой болезни, женится на Фенечке».) Выполнить это задание может абитуриент, вовсе не читавший романа, при условии, что он знаком с кратким пересказом сюжета, и даже не сюжета, а только финала романа.

    Других заданий, которые можно было бы рассматривать как проверку знания текста, в экзаменационном варианте нет, и это понятно: не превращать же экзаменационные вопросы в анекдоты: «Что ела свинья под окном дома Коробочки: а) нектарины; б) бананы; в) авокадо…» Затея с «тестом по текстам», популярная в былые годы, провалилась. Потому что нет смысла спрашивать, как зовут главного героя романа «Евгений Онегин», и нет никакого резона допытываться, помнит ли абитуриент кличку собаки, которую так не любила престарелая родственница Одинцовой в романе «Отцы и дети».

    Задания слишком обобщенного характера: назвать произведения, в которых «отображен конфликт между представителями разных поколений» , и сопоставить эти произведения с романом Тургенева или назвать стихотворения русских поэтов о Родине тоже не очень-то позволят показать знание текста произведений. Ответ предлагается ограничить 5—10 предложениями. Да и в каких произведениях не «отображен конфликт поколений»?

    Вот и получается, что справиться с 16 заданиями первой части может и абитуриент, знакомый только с кратким пересказом произведений. Учтите еще, что список художественных произведений, прочтение которых якобы требуется, не в меру обширен, особенно в части «литература второй половины ХХ — начала ХIX века», что провоцирует недоумение школьника: «Все равно не успею, не упомню, не стоит и читать».

    Насколько объективны критерии оценки? Ведь собственно ради объективности и уравнивания шансов и вводился ЕГЭ.

    Елена Полтавец: Вот это самое интересное. Кажущиеся пригодными для объективной оценки (знает — не знает) задания первой части таковыми не являются. Вот задание: «Укажите размер, которым написано стихотворение, без указания количества стоп». Предположим, все экзаменующиеся указали правильно. Баллов получили поровну. Но кто-то знает еще и стопность, кто-то — семантический ореол, а кто-то определил семантику пиррихированных стоп. И где абитуриент может показать эти знания?

    И вообще странный это подход: в первой части требуется знание терминов, а во второй части требуется написание сочинения. Как будто для сочинения знание терминов не нужно.

    Абитуриенты часто спрашивают: «Сколько терминов может быть в хорошем сочинении?» Отвечу: в рассчитанном на 4 часа — не меньше 50—60, а то и 70. Потому что и сюжет, и конфликт, и образ, и пейзаж, и деталь, и ремарка, и анафора, и размер, в общем, все то, что перечислено в « элементах содержания», да и многое другое — это тот инструмент, с помощью которого автор сочинения осуществляет анализ произведения.

    А сколько цитат? Ну, скажем, 70—80. Потому что совершенно не нужно тратить время на цитирование целой строфы, когда можно указать, что анафора («когда») и аллитерация (на «р» и «с») в том же стихотворении Блока «Россия» создают образ вечности и напоминают о ключевом слове (если абитуриент знает об анаграммировании, то выделит анаграмму «Россия»). Вот уже три цитаты в одном предложении сочинения.

    Но ведь сочинение уже вернули — итоговое сочинение в декабре. И еще все школьники пишут сочинение на ЕГЭ по русскому языку…

    Елена Полтавец: «Итоговое» «сочинение» с ориентацией на «метапредметность», рассуждения о жизни, «взгляд и нечто», желательно с привлечением «внепрограммных» литературных произведений и житейского опыта старшеклассников — это, конечно, полезно, но и вредно одновременно. Хотя бы потому, что подготовка этого «экзамена» и ответственность за него возложены на все того же многострадального школьного словесника. И потому, что никакое эссе, «темы» которого звучат пафосно-демагогически и предлагают высказаться за все хорошее против всего плохого, не заменит экзамена-сочинения по литературе. Так же, как рассуждения о том, зачем надо знать математику, не заменят знания хотя бы таблицы умножения.

    Наличие нескольких вариантов сочинения (обязательного «итогового» и по выбору в ЕГЭ по литературе) привело к размыванию целей и задач каждого из экзаменов и дезориентации экзаменующихся. Усвоенные школьником требования к «итоговому» «сочинению» мешают ему (и учителю) перестроиться на анализ художественного произведения как эстетического явления, требующийся в сочинении на литературоведческую тему. Да и все старшеклассники благодаря итоговому сочинению быстро усваивают, что художественное произведение — это всего-навсего наглядная иллюстрация к какой-нибудь незатейливой житейской мудрости и что понимание произведения сводится к более или менее удачному привлечению его в качестве «материала» для «аргументации» прописных истин.

    «Кого можно назвать верным другом?», «Можно ли изменить мечте?», «Какую роль в судьбе человека может сыграть трусливый поступок?» И эти темы для рассуждений предназначены семнадцатилетним, которые, как кажется, должны были уже прочитать Тургенева, Достоевского и Льва Толстого? Мне кажется, только десятилеткам-четвероклассникам такие темы еще можно было бы предложить, да и то с чувством некоторой неловкости…

    Правильно ли я понимаю, что самым правильным было бы вернуться к тому сочинению, которое мы все раньше писали в выпускном классе?

    Елена Полтавец: Я уверена, что надо вернуть экзамен-сочинение для выпускников школы. Это должна быть итоговая творческая работа, позволяющая выпускнику раскрыть свои знания и свою, как это модно говорить, креативность. То же — на вступительном экзамене в вуз.

    Многие жалуются, что школьники списывают из сборников всяких «золотых» и «бриллиантовых» сочинений, скачивают из интернета… Но никакое ЕГЭ и никакие полицейские меры этому не помешают. Да и в самих по себе сборниках «образцовых» сочинений нет ничего предосудительного, как и в каталогах, скажем, причесок, которые мы листаем, ожидая очереди в парикмахерской. Другое дело, что не всякая стрижка и не всякое платье подойдут конкретному человеку или хотя бы понравятся с эстетической точки зрения.

    Мои старшеклассники получали задания написать рецензию на сочинение из «золотого сборника», обсуждали эти сочинения. Но никто не списывал, когда надо было сдавать свою работу. Хотя бы потому, что списывать было неоткуда: каждому ученику давалась индивидуальная тема и при этом такая, которой нет ни в «сборниках», ни в интернете. Да и калейдоскоп цитат из статей и предисловий для раскрытия темы сочинения уж точно не мог заменить логику оригинальной работы.

    Как, по вашему мнению, должен выглядеть идеальный экзамен по литературе?

    Елена Полтавец: Сочинение по одной из выбранных литературоведческих тем. То есть посвященных анализу творчества/произведения одного или нескольких авторов, перечисленных в программе для экзамена. Ни «свободные», ни беспроблемные «цитатные» темы для экзамена не годятся. Это должен быть экзамен по школьной дисциплине «литература», а не по чувствительности, впечатлительности, сердечной доброте, нравственной зрелости, гражданской ответственности и прочим восхитительным качествам, которым, однако, на школьных уроках не обучают.

    Вам также может понравиться