Образования и ликвидация юридических лиц

Образования и ликвидация юридических лиц

Создание и прекращение деятельности юридического лица.

При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков, или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов граждан в банках.

Образования и ликвидация юридических лиц

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Различают распорядительный и добровольный способ образования юридического лица. Основным моментом в создании юридического лица является государственная регистрация, которая осуществляется всоответствии сФЗот8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для государственной регистрации юридического лица должны быть представлены документы: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы (устав, учредительный договор), документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа.

Ликвидация юридического лица – это прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано (ч. 2 ст. 61 ГК РФ):

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

3.4. Создание и ликвидация предприятия (юридического лица)

Предприятие как юридическое лицо подлежит государственной регистрации в органах юстиции в порядке, определяемом законом о регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр, открытый для всеобщего ознакомления.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Юридическое лицо действует на основании устава либо только учредительного договора.

Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью.

Представительства и филиалы

Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту;

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

Устав и производственно-технический паспорт предприятия. Предприятие действует на основании Устава. Устав утверждается учредителем предприятия и регистрируется в органах администрации района, города по месту нахождения предприятия. В Уставе предприятия определяются: точное наименование предприятия, его местонахождение, предмет и цели деятельности, его органы управления и контроля, их компетенция, порядок образования имущества предприятия и распределения прибыли (доходов), условия реорганизации и прекращения деятельности предприятия.

Каждое предприятие имеет производственно-технический паспорт, который конкретизирует положения Устава. В паспорте содержатся общие сведения о предприятии (местонахождение, пути сообщения, год основания и перечень основной продукции, выпускаемой предприятием), сводные данные по показателям материально-технической базы (площадь, основные средства, численность производственного персонала, данные о мощностях, организационном уровне производства), сведения об энергетике и сантехнике, об очистных сооружениях, о составе предприятия (перечень цехов и хозяйств, занимаемые ими площади, данные об оборудовании и списочном числе работающих в каждом подразделении). Дается характеристика жилого фонда и культурно-бытовых зданий.

К производственно-техническому паспорту прилагаются: генеральный план предприятия, схематический план местности, схема энерго- и теплоснабжения, схематические планы и размеры зданий, планировки расположения оборудования в цехах, а также альбом фотографий основных промышленных объектов предприятия.

Сведения, содержащиеся в паспорте, используются при разработке текущих и перспективных планов предприятия.

Имущество предприятия. Имущество предприятия составляют его фонды и оборотные средства, а также иные ценности.

Юридические лица, кроме финансируемых собственников учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом.

Если несостоятельность (банкротство) юридического лица вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на таких лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.

Реорганизация, ликвидация, несостоятельность (банкротство) юридического лица. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа учредительного лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

— по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами;

— по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ.

Несостоятельность (банкротство) юридического лица может быть проведена по решению суда, если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Признание судом юридического лица банкротом влечет его ликвидацию.

Особенности создания, реорганизации и ликвидации предприятий (юридических лиц), хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных предприятий регулируются Гражданским кодексом РФ и отдельными законодательными актами.

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

27. Юридические лица. Создание, реорганизация юридического лица. Ликвидация юридического лица

Юридическое лицо – это организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Такая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету.

Различают распорядительный и добровольный способ образования юридического лица. Основным моментом в создании юридического лица является государственная регистрация, которая осуществляется всоответствии сФЗот8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Для государственной регистрации юридического лица должны быть представлены документы: заявление, решение о создании юридического лица, учредительные документы (устав, учредительный договор), документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется в срок не более 5 рабочих дней. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Реорганизация юридического лица осуществляется в таких формах, как слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц. При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа.

Другие публикации:  Приказ о формах бухгалтерской отчетности организаций 66н

Ликвидация юридического лица – это прекращение его деятельности без перехода его прав и обязанностей к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано (ч. 2 ст. 61 ГК РФ):

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) или деятельности, запрещенной законом, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

§ 2. Создание, реорганизация и ликвидация юридического лица

Юридическое лицо может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Действующее законодательство предусматривает в качестве общего правила нормативноявочный способ создания юридических лиц, в соответствии с которым для образования юридического лица не требуется получения предварительного разрешения государственных органов. Разрешение гражданам и юридическим лицам учреждать новые юридические лица дается государством в правовых нормах, и регистрация юридического лица осуществляется при представлении его учредителями необходимых документов в регистрирующий орган. Поэтому способ и называется нормативно-явочным.

Разрешительный способ создания юридического лица установлен в качестве исключения из общего правила. Он предполагает получение учредителями разрешения (согласия) компетентного государственного органа на образование юридического лица. Например, в ст. 27 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» определяются случаи, когда на создание коммерческой организации требуется предварительное согласие антимонопольного органа.

Государственная регистрация юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С 1 июля 2002 г. государственную регистрацию юридических лиц осуществляют органы Федеральной налоговой службы. Данные государственной регистрации включаются в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления. Принцип общедоступности сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, обеспечивает возможность для участников гражданского оборота получить информацию об этом юридическом лице, его учредителях, размере уставного капитала, полученных им лицензиях и т.д.

Основания отказа в государственной регистрации юридического лица носят формальный характер: непредставление документов, необходимых для государственной регистрации, и представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Для отдельных юридических лиц (кредитных организаций, некоммерческих организаций) устанавливается специальный порядок их регистрации, при котором осуществляется предварительная проверка компетентным органом соответствия учредительных документов юридического лица требованиям закона, а также соблюдения иных требований законодательства. Например, Центральный банк РФ принимает решение о регистрации кредитных организаций, которое является основанием для внесения налоговым органом записи в ЕГРЮЛ.

С момента государственной регистрации юридическое лицо наделяется правоспособностью и может выступать в гражданском обороте от своего имени как самостоятельный субъект права. Различают общую (универсальную) и специальную (целевую) правоспособность юридических лиц.

В качестве общего правила в п. 1 ст. 49 ГК РФ закреплена специальная (или целевая) правоспособность, т.е. способность юридического лица иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Специальной правоспособностью обладают: во-первых, некоммерческие организации; во-вторых, коммерческие организации, указанные в законе (например, унитарные предприятия, кредитные организации); в-третьих, коммерческие организации, обладающие по закону общей правоспособностью, но цели деятельности которых определенно ограничены в учредительных документах.

Общая (универсальная) правоспособность юридического лица — это способность приобретать любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением тех, которые наделяются специальной правоспособностью.

Отдельными видами деятельности юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности дается в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Реорганизация юридического лица является способом прекращения существующих юридических лиц с одновременным возникновением новых юридических лиц и переходом прав и обязанностей первых ко вторым в порядке универсального правопреемства.

Существует пять способов реорганизации: слияние, присоединение, преобразование, разделение, выделение (ст. 57 ГК РФ). Слиянием юридических лиц признается создание нового юридического лица с передачей ему всех прав и обязанностей двух или нескольких юридических

лиц и прекращением последних. Присоединением юридического лица признается прекращение одного или нескольких юридических лиц с передачей всех их прав и обязанностей другому юридическому лицу. Разделением юридического лица признается прекращение юридического лица с передачей всех его прав и обязанностей вновь созданным юридическим лицам. Выделением юридического лица признается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей ему (им) части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения последнего. Под преобразованием юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида понимается изменение его организационно-правовой формы.

Необходимым условием реорганизации юридического лица является составление передаточного акта (при слиянии, присоединении и преобразовании) или разделительного баланса (при разделении и выделении). Эти документы должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Они представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Реорганизация юридического лица может быть добровольной и принудительной.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридических лиц в форме слияния или присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов (например, в целях недопущения ограничения конкуренции в случаях, указанных в ст. 27 Закона о защите конкуренции, необходимо согласие антимонопольного органа).

В соответствии с п. 2 ст. 57 ГК РФ допускается принудительная реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. Так, в случае систематического осуществления монополистической деятельности коммерческой организацией, занимающей доминирующее положение, а также некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, суд по иску антимонопольного органа может принять решение об их принудительном разделении или выделении из их состава одной или нескольких организаций (ст. 38 Закона о защите конкуренции). Суд назначает внешнего управляющего юридическим лицом и поручает ему осуществить реорганизацию этого юридического лица. С момента назначения внешнего управляющего к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Внешний управляющий выступает от имени юридического лица в суде, составляет необходимые документы (разделительный баланс, учредительные документы новых юридических лиц) и передает их на рассмотрение суда. Утверждение судом указанных документов является основанием для государственной регистрации вновь возникающих юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).

Ликвидация юридического лица может быть добровольной и принудительной. Добровольно ликвидация осуществляется по решению уполномоченных субъектов (учредителей (участников) либо органа юридического лица). Принудительная ликвидация осуществляется на основании решения суда: во-первых, в случае грубых нарушений закона, допущенных при его создании, если эти нарушения носят неустранимый характер; во-вторых, при осуществлении деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в-третьих, в случае систематического осуществления некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям; в-четвертых, в иных случаях, предусмотренных ГК РФ для отдельных организационно-правовых форм юридических лиц. Требование о принудительной ликвидации юридического лица при наличии указанных оснований может быть предъявлено в суд компетентным государственным органом или органом местного самоуправления.

После принятия решения о ликвидации юридического лица необходимо письменно уведомить об этом регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Создается ликвидационная комиссия или назначается ликвидатор, к которым переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.

Ликвидационная комиссия помещает в Вестнике государственной регистрации объявление о ликвидации, в котором обязательно указываются сведения о порядке и сроке заявления

Другие публикации:  Регистрация ип в пенсионном фонде бланк

требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации. В течение указанного срока ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и персонально уведомляет их о ликвидации в письменном виде. Она также предпринимает необходимые меры к выявлению должников юридического лица и взысканию с них долгов. Проводится инвентаризация имущества юридического лица. Если ликвидационная комиссия обнаружит недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, то председатель комиссии обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании юридического лица банкротом.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица (актив), перечне предъявленных кредиторами требований (пассив), а также о результатах их рассмотрения.

Удовлетворение требований кредиторов производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме частных и бюджетных учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет окончательный ликвидационный баланс. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам). Исключение составляют случаи, когда учредители (участники) в отношении юридического лица не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, ассоциации и союзы и др.). Имущество, оставшееся после ликвидации таких организаций, направляется на достижение целей, в интересах которых они были созданы, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо -прекратившим существование после внесения записи об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. С этого момента прекращается правоспособность юридического лица.

Каков порядок создания и ликвидации предприятия?

Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, образованный одним человеком или группой лиц для производства товаров, проведения работ или оказания услуг.

Основная цель создания — обеспечение общества необходимыми благами и получение прибыли. Оно является юридическим лицом, то есть обязательно должно быть зарегистрировано в государственных органах, иметь учредительные документы, вести бухгалтерский учет и отчетность, иметь юридический и почтовый адрес. Порядок образования и ликвидации предприятия закреплен в ГК РФ, законах и иных нормативных актах РФ.

Предприятия различают по организационно-правовой форме на общества, товарищества и кооперативы. Общества бывают:

  • акционерные — уставный (первоначальный) капитал разделен на определенное количество ценных бумаг — акций; подразделяются на открытые (ОАО — число участников общества не ограничено, купить акции может любой гражданин или организация), закрытые (ЗАО) — список акционеров утвержден и зафиксирован в учредительных документах;
  • с ограниченной ответственностью (ООО) — уставный капитал разделен на доли, участники отвечают по обязательствам фирмы только своим вкладом в организацию;
  • с дополнительной ответственностью (ОДО) — такая правовая форма крайне редко применяется, так как для учредителей создание такого предприятия невыгодно, уставный капитал разделен на доли, как и в ООО, но отвечают по обязательствам фирмы не только вкладами, но и своим личным имуществом.

Товарищества делятся на полные и коммандитные (на вере). При создании первых между участниками заключается договор, они несут ответственность по обязательствам компании принадлежащим им имуществом. При образовании вторых возможно привлечение дополнительных вкладчиков, которые отвечают по обязательствам формы только своими вкладами в него, но не принимают участия в управлении товариществом. Производственные кооперативы — объединения граждан и юридических лиц для осуществления предпринимательской деятельности, уставный капитал формируется из паевых взносов.

Порядок создания предприятия

Первый этап при создании фирмы — выбрать сферу деятельности, написать бизнес-план, иметь на руках денежные средства в качестве первоначального взноса и для оплаты расходов по регистрации компании. При создании предприятия нужно выбрать организационно-правовую форму. Акционерные общества подходят для крупного и среднего бизнеса, ООО и ИП — для малого и среднего, а кооперативы и товарищества эффективны при ведении крупного бизнеса. Но это не аксиома, можно выбирать любую форму, потому что порядок их создания, регистрации, реорганизации и ликвидации несущественно отличается.

Следующий этап создания предприятия — заключение учредительного договора между учредителя или акционерами и разработка устава организации. В уставе содержится информация о названии и месте нахождения компании, правовое положение фирмы, цели деятельности, информация об уставном капитале, о количестве и номинале акций (если АО), информация об учредителях или акционерах, их правах и обязанностях, порядок реорганизации и ликвидации, ответственность общества и его участников. Устав является основным документом, регулирующим деятельность организации, все его положения должны соответствовать действующему законодательству.

При создании любого предприятия необходим уставный капитал, которые формируется за счет взносов учредителей. Они могут быть внесены не только в виде денежных средств, но и в виде имущества, основных средств или предметов труда. Размер первоначального фонда предприятия определяется учредителями и прописывается в уставе. Но в действующем законодательстве предусмотрены ограничения: капитал ООО не может быть меньше 10000 руб., АО — не менее 100000 руб. Уставный фонд формируется путем продажи акций всем желающим (ОАО) или только определенному кругу лиц (ЗАО). Потом нужно собрать все документы и открыть расчетный счет в банке, на который перечислить не менее половины размера первоначального капитала.

Регистрация предприятия

После проведения всех необходимых действий по созданию фирмы можно обращаться в государственные органы с заявлением о регистрации предприятия. Оно подается в Управление федеральной налоговой службы (УФНС) по месту нахождения компании и подписывается учредителями. К заявлению прилагаются устав и учредительный договор, информация об уставном капитале, квитанция об оплате государственной пошлины в размере 2000 руб., свидетельство о праве собственности на помещение, которое заявлено как юридический адрес фирмы. УФНС, в свою очередь, может отказать в регистрации предприятия из-за неправильного оформления документов.

После проверки документов информация о новой компании вносится в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Потом нужно получить свидетельство о регистрации, обратиться в Государственный комитете статистики о присвоении кодов, открыть постоянный расчетный счет в банке и сообщить об этом в УФНС, встать на учет во внебюджетных фондах. Если предприятие планирует работать в сфере, подлежащей лицензированию (банковская деятельность, торговля акцизными товарами), то нужно обратиться в соответствующие государственные органы для получения лицензии. Только после проведения регистрации предприятие может работать. Нарушения правил постановки на учет влечет ликвидацию фирмы по решению суда, а в некоторых случаях и наложение штрафов.

Реорганизация фирмы

Любое предприятие в процессе работы для своего дальнейшего развития нуждается в проведении изменений, иначе оно не будет развиваться. Реорганизация — переустройство юридического лица путем слияния, выделения, поглощения или разделения. Слияние заключается в том, что несколько фирм закрывается, а вместо них появляется одна, которая принимает на себя все права и обязанности ликвидируемых. Выделение — из одного предприятия выделяется другое, которому передается часть функций основного. Поглощение — крупная фирма поглощает более мелкую. Разделение — предприятие делится на два или несколько, его права и обязанности распределяются между ними.

Другой способ реорганизации компании — изменение организационно-правовой формы. ОАО можно перевести в ЗАО или ООО, ЗАО может стать ОАО, ООО, производственным кооперативом и т.д. В данном случае не производится ликвидация фирмы, но вносятся существенные изменения в учредительные документы.

Реорганизация предприятия производится по решению общего собрания учредителей или акционеров. В некоторых случаях преобразование фирмы производится с целью ликвидации юридического лица, а не с целью переустройства.

Ликвидация юридического лица

Причинами ликвидации фирмы являются финансовая несостоятельность, достижение целей создания организации, нарушение действующего законодательства РФ, нежелание учредителей или акционеров продолжать совместную работу и другие.

Некоторые предприятия создаются на время, например, для строительства объекта или проведения какого-либо мероприятия. После достижения своей цели и выполнения всех обязательств оно ликвидируется. Фирма может быть закрыта по решению суда, если при регистрации или в процессе осуществления деятельности будут выявлены нарушения действующего законодательства, не позволяющие работать далее, например, работа без лицензии. Самая распространенная причина закрытия предприятия — финансовая несостоятельность, то есть отсутствие возможности погашать текущие и просроченные обязательства.

Ликвидация производится по решению учредителей или акционеров фирмы, то есть добровольно. При этом избирается ликвидационная комиссия, формируется промежуточный бухгалтерский баланс, проводится инвентаризация. Организация обязана в течение 5 дней предоставить в УФНС указанное решение, а в течение 30 дней уведомить всех кредиторов. При финансовой несостоятельности лучшим решением будет подача иска в суд о признании предприятия банкротом. Это будет быстрее и дешевле, чем обращение в суд кого-нибудь из кредиторов.

Другие публикации:  Мтс генеральная доверенность образец

Закрытие предприятия по решению суда является принудительным, при этом назначается ликвидатор — физическое или юридическое лицо, которое будет контролировать процесс прекращения деятельности. К альтернативным методам закрытия фирмы относится его продажа другим собственникам и реорганизация.

При ликвидации на предприятии проводятся налоговые и аудиторские проверки. После погашения всех долгов оставшееся имущество распределяется между учредителями или акционерами пропорционально размеру их вкладов в уставный капитал.

Позвоните по номеру:

  • 8 (495) 137-70-84 — Москва
  • 8 (812) 426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8 (343) 339-42-60 — Екатеринбург
  • 8 (800) 333-45-16 (доб. 968) — общий

И наш юрист БЕСПЛАТНО ответит на все Ваши вопросы.

Бесплатная консультация
юриста по телефону:

  • 8(495)137-70-84 — Москва
  • 8(812)426-34-08 — Санкт-Петербург
  • 8(343)339-42-60 — Екатеринбург
  • 8(800)333-45-16 (доб. 968) — общий

2.6. Образование и прекращение юридических лиц

1.Юридические лица образуются, как правило, по воле собственника, иногда – по решению трудового коллектива. Правовой статус юридического лица приобретается путем государственной регистрации. Порядок государственной регистрации определен ст. 51, 52 ГК и Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001г. №129#x2011;ФЗ (ред. от 02.07.2005г.).

Государственная регистрация юридического лица – это акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах, предусмотренных законом.

Государственную регистрацию осуществляют территориальные органы Федеральной налоговой службы.

Государственная регистрация исполняется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Она осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а при его отсутствии – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Документы могут представляться в регистрирующий орган непосредственно или направляться почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения. Датой представления документов считается день их получения регистрирующим органом.

При создании юридического лица на государственную регистрацию должны представляться следующие документы:[7]

•подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по установленной форме;

•решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

•учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально заверенные копии);

•документ об уплате государственной пошлины;

•если учредителем является иностранное юридическое лицо – документ соответствующей страны, подтверждающий его юридический статус.

Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня со дня регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр.

Моментом государственной регистрации признается внесение соответствующей записи в государственный реестр. С момента государственной регистрации организация приобретает правовой статус юридического лица и может осуществлять свою деятельность.

Отказ в регистрации допускается:

•при непредставлении необходимых документов;

•при представлении документов в ненадлежащий регистрирующий орган.

Решение об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в судебном порядке.

2.Порядок прекращения юридических лиц регламентируется ст. 5765 ГК, а также Законом о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Прекращение юридических лиц происходит по воле собственников (учредителей юридического лица) либо по решению арбитражного суда. Прекращение юридического лица по решению арбитражного суда возможно в случае признания его несостоятельным (банкротом) в порядке, установленном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002г. №127#x2011;ФЗ (ред. от 31.12.2004г.), а также за грубые нарушения законодательства в деятельности юридического лица (последнее основание распространяется только на негосударственные юридические лица).

По правовым последствиям существует два способа прекращения юридических лиц: ликвидация и реорганизация.

Ликвидация предполагает полное прекращение деятельности юридического лица и отсутствие правопреемства, т.е. перехода прав и обязанностей от прекращенного юридического лица к другим юридическим лицам.

Вследствие этого закон устанавливает определенную процедуру ликвидации юридических лиц, закрепленную ст. 61–64 ГК. Ликвидация производится специально созданной ликвидационной комиссией, которая обязана не позднее чем за два месяца до ликвидации предупредить всех кредиторов ликвидируемого юридического лица и других заинтересованных лиц о ликвидации. В течение этого срока к ликвидируемому юридическому лицу должны быть предъявлены все претензии. Претензии удовлетворяются за счет имущества юридического лица в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК. Требования, не удовлетворенные из#x2011;за недостатка имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Таким образом, при ликвидации юридического лица может сложиться ситуация, при которой требования кредиторов окажутся неудовлетворенными из#x2011;за недостатка имущества должника. Это свидетельствует о том, что при выборе партнеров следует проверить надежность юридического лица, его платежеспособность, интересоваться размером уставного капитала и избегать вступления в любые договорные отношения с ненадежными партнерами.

Реорганизацияхарактеризуется правопреемством, т.е. права и обязанности прекращенного юридического лица переходят к другим или другому юридическому лицу (правопреемнику), к которым могут быть предъявлены претензии кредиторов прекращенного юридического лица.

Существует несколько способов реорганизации юридических лиц: слияние, разделение, выделение, присоединение и преобразование.

При слиянии вместо двух или нескольких прекращенных юридических лиц создается одно новое юридическое лицо, которое и явится правопреемником прекращенных юридических лиц.

Законодательством о государственной регистрации упорядочена процедура прекращения деятельности юридических лиц. Предусмотрена государственная регистрация юридического лица в связи с его ликвидацией, а также государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации.

При ликвидации юридического лица учредители или орган, принявший решение о ликвидации, обязан в течение трех дней в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган, который вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:

•подписанное заявителем заявление по утвержденной Правительством форме;

•документ об уплате государственной пошлины.

При ликвидации юридического лица в случае банкротства в регистрирующий орган представляются:

•определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;

•документ об уплате государственной пошлины. Государственная регистрация осуществляется не позднее чем в течение 5 рабочих дней со дня представления документов.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в государственный реестр. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Поскольку прекращение юридических лиц путем реорганизации сопровождается созданием новых юридических лиц, предусмотрен порядок их государственной регистрации.

На государственную регистрацию представляют следующие документы:

•подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникшего юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ;

•учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

•решение о реорганизации юридического лица;

•договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных законодательством;

•передаточный акт или разделительный баланс;

•документ об уплате государственной пошлины.

Регистрация осуществляется не позднее 5 рабочих дней со дня представления необходимых документов.

Реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо – прекратившим свою деятельность.

Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридическое лицо, реорганизованное в форме слияния, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность.

Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникающих юридических лиц.

Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон „О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“ и в ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации»» от 2 июля 2005г. №83#x2011;ФЗ введено еще одно основание прекращения юридических лиц: исключение юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.

Организация, которая в течение последних 12 месяцев, не представляла документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляла операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившей свою деятельность (недействующее юридическое лицо). При наличии одновременно всех указанных выше признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении его из реестра, которое должно быть опубликовано в органах печати в течение 3 дней с момента принятия решения.

Вам также может понравиться