Ликвидация бюджетного фонда

Каков порядок ликвидации некоммерческой организации — фонда? Какова процедура, сроки и место проведения, а также необходимые документы?

Согласно п. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) некоммерческая организация (далее — НКО) может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ, Законом N 7-ФЗ и другими федеральными законами. Условно в процедуре ликвидации фонда выделить следующие этапы.

1. Принятие решения о ликвидации

В силу прямого указания закона (п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, п. 2 ст. 18 Закона N 7-ФЗ) решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован:
— если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
— если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
— в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
— в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
Рассмотрение дел о ликвидации фондов подведомственно судам общей юрисдикции (п. 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.12.2002 N 11, п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 64). Заявление о ликвидации фонда подается в районный суд по месту нахождения организации. При этом с заявлением вправе обратиться не только уполномоченные органы или его должностные лица, но и иные заинтересованные лица, в частности учредители фонда (смотрите также Апелляционное определение Московского городского суда от 06.02.2017 N 33-3711/17)*(1).
По общему правилу гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд (ст. 154 ГПК РФ).
Суд, принимая решение о ликвидации фонда, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами фонда.

2. Уведомление о начале процедуры ликвидации

Согласно п. 1 ст. 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение 3 рабочих дней после даты его принятия обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц (далее — регистрирующий орган), для внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ) записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
С учетом норм п.п. 1 и 2 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации фонда принимается органом власти, уполномоченным в сфере регистрации НКО, то есть Министерством юстиции РФ (подп. 1 п. 1 Указа Президента РФ от 13.10.2004 N 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации»).
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон N 129-ФЗ), приказа Минюста России от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее — Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Таким образом, в течение 3 рабочих дней после даты вступления в законную силу решения суда о ликвидации фонда руководителю ликвидационной комиссии (ликвидатору) надлежит представить в соответствующее территориальное управление Министерства юстиции РФ (далее — Территориальное управление) следующие документы:
— уведомление о ликвидации юридического лица по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@;
— решение суда о ликвидации фонда и формировании ликвидационной комиссии (ликвидатора) фонда;
— протокол заседания руководящего органа фонда, на котором принято решение по вопросу о ликвидации фонда.
Уведомление удостоверяется подписью уполномоченного лица (заявителя), подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Поскольку к моменту направления в Территориальное управление уведомления ликвидационная комиссия уже сформирована (ликвидатор назначен), заявителем в этом случае выступает, соответственно, руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 1.2, пп. «г» п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, п. 14.2.05.18 правовых позиций в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, размещенных 30.01.2014 в федеральном разделе информационного ресурса «База данных «Вопрос-Ответ» и направленных письмом ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645 (далее — Правовые позиции)).
Территориальным управлением принимается решение о внесении в ЕГРЮЛ сведений о принятии решения о ликвидации и сведений о назначении ликвидатора НКО. При этом общий срок принятия решения — 17 рабочих дней, а направление документов в регистрирующий орган (ФНС России) осуществляется не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения о внесении в ЕГРЮЛ названной записи (п.п. 22 и 23 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 455 (далее — Административный регламент)).
Обращаем внимание, что с 01.01.2015 законодательство не предусматривает необходимости уведомлять о принятом решении о ликвидации органы контроля за уплатой страховых взносов (ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратила силу в связи со вступлением в силу Федерального закона от 28.06.2014 N 188-ФЗ). Также в настоящее время налоговое законодательство не обязывает организацию сообщать о принятом решении о ликвидации в налоговый орган по месту учета (смотрите письмо ФНС России от 21.10.2013 N СА-3-14/3892@).

3. Публикация сообщения о ликвидации, порядке и сроке заявления требований кредиторами. Составление и утверждение промежуточного ликвидационного баланса

На ликвидационную комиссию (ликвидатора) возлагается обязанность опубликовать в органах печати (в журнале «Вестник государственной регистрации» — смотрите приказ ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@) сведения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Кроме того, ликвидационная комиссия обязана принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации фонда (п. 1 ст. 63 ГК РФ, п. 1 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого фонда, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями фонда (п. 2 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Согласно п. 3 ст. 20 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган уведомляется о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме N P15001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@. В данном случае такое уведомление надлежит представить в Территориальное управление*(2).
В п. 2.3 раздела 2 названного уведомления проставляется знак V, указывающий на то, что уведомление представлено в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 9.3 Требований). Заявителем при подаче уведомления формы N P15001 по данному основанию также является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 14.2.05.35 Правовых позиций).
Обратим внимание, что законодательство не связывает необходимость публикации сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, а также составления ликвидационных балансов с наличием у юридического лица кредиторской задолженности. Даже при отсутствии какой-либо деятельности и представлении «нулевой» отчетности, при отсутствии задолженности перед кредиторами НКО должно выполнить все требования, установленные законом в рамках процедуры ликвидации юридического лица. Это означает, в частности, что и в том случае, когда кредиторская задолженность у НКО отсутствует, промежуточный ликвидационный баланс может быть составлен и утвержден не ранее чем через два месяца после того, как в журнале «Вестник государственной регистрации» будет опубликовано сообщение о ликвидации фонда.

Другие публикации:  Внутренни приказ о закупке

4. Составление и утверждение ликвидационного баланса

Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия (ликвидатор) начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, установленном п. 4 ст. 63 и ст. 64 ГК РФ. После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационной комиссией (ликвидатором) составляется ликвидационный баланс, который также утверждается учредителями фонда (п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 19 Закона N 7-ФЗ).
Безусловно, при отсутствии кредиторской задолженности необходимость производить расчеты с кредиторами у фонда отсутствует. Поэтому мы полагаем, что при таких обстоятельствах выдерживать какой-либо промежуток времени нет необходимости, и оба ликвидационных баланса (промежуточный и «итоговый») могут быть составлены и утверждены одновременно.
Поскольку законодательством специальные формы ликвидационных балансов не утверждены, промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс могут быть составлены на основе действующей формы бухгалтерского баланса, утвержденной приказом Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н, с указанием соответствующего наименования «промежуточный ликвидационный баланс» и «ликвидационный баланс» (смотрите в связи с этим письмо ФНС России от 07.08.2012 N СА-4-7/13101).
Утверждение ликвидационного баланса может быть оформлено путем проставления учредителями соответствующих отметок на самом документе или в виде приложения к ликвидационному балансу решения о его утверждении (п. 14.2.05.49 Правовых позиций).
Отметим также, что налоговый орган обязан заявить свои требования по уплате организацией всех обязательных платежей в бюджет в период с момента представления в регистрирующий орган уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица (в трехдневный срок со дня принятия решения о ликвидации) и до представления документов для государственной регистрации ликвидации юридического лица, предусмотренных ст. 21 Закона N 129-ФЗ (не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица — п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ) (Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговом органе юридического лица в связи с ликвидацией, утвержденные приказом ФНС России от 25.04.2006 N САЭ-3-09/257@)).

5. Государственная регистрация ликвидации фонда

После утверждения ликвидационного баланса для государственной регистрации в связи с ликвидацией фонда в Территориальное управление в соответствии со ст. 21 Закона N 129-ФЗ представляются следующие документы:
— заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N P16001, утвержденной Приказом N ММВ-7-6/25@, подписанное заявителем (руководителем ликвидационной комиссии или ликвидатором), подлинность подписи которого удостоверяется нотариально;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица на основании пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» (представление данного документа не обязательно; в случае, если он не представлен заявителем, этот документ предоставляется органом ПФР по межведомственному запросу регистрирующего органа).
При заполнении заявления формы N P16001 необходимо учитывать положения раздела X Требований.
Кроме того, рекомендуем дополнительно представить протокол (решение) об утверждении ликвидационного баланса и копию публикации в Вестнике государственной регистрации.
В силу п. 22 Административного регламента срок предоставления государственной услуги при государственной регистрации фонда в связи с его ликвидацией не должен превышать 10 рабочих дней.
Ликвидация фонда считается завершенной, а сам фонд — прекратившим свою деятельность, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Габбасов Руслан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите: Примерная форма заявления заинтересованного лица о ликвидации фонда в суд общей юрисдикции (подготовлено экспертами компании «Гарант»).
*(2) В связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса в регистрирующий орган должна быть представлена только форма N Р15001 «Уведомление о ликвидации юридического лица» с соответствующей отметкой (п. 14.2.05.70 Правовых позиций). Предоставлять сам промежуточный ликвидационный баланс законодательство не требует. Однако нельзя исключать, что представители Минюста РФ будут придерживаться иной позиции. Официальных разъяснений данного ведомства по указанному вопросу нам обнаружить не удалось. Во избежание претензий со стороны Территориального управления целесообразно приложить к уведомлению промежуточный ликвидационный баланс и копию протокола, содержащего решение о его утверждении.

Минфин объявил о ликвидации Резервного фонда

В декабре 2017 года Резервный фонд был полностью потрачен. С 1 февраля он прекратит свое существование, сообщается на сайте Минфина.

Средства на сумму 7,62 млрд долларов, 6,71 млрд евро и 1,1 млрд фунтов были реализованы за 1,042 трлн рублей и зачислены на единый счет федерального бюджета.

В начале декабря объем фонда составил 994,64 млрд рублей (17,05 млрд долларов).

Резервный фонд был создан в 2008 году, его формировали за счет нефтегазовых доходов. Отчисления в фонд определяло правительство. С 2015 года средства фонда начали использовать на покрытие дефицита бюджета.

1 января 2018 года Резервный фонд присоединился к Фонду национального благосостояния (ФНБ).

Минфин объявил о ликвидации Резервного фонда

Минфин израсходовал последние 1,4 триллиона рублей из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета и объявил о его ликвидации 1 февраля. В 2018 году дефицит будет финансироваться за счет средств ФНБ.

Министерство финансов России объявило о ликвидации Резервного фонда 1 февраля 2018 года, сообщает РИА Новости.

Средства в иностранной валюте в объеме один триллион 420 миллионов рублей пошли на покрытие бюджетного дефицита. Эти активы ранее хранились на счетах в ЦБ (7,62 миллиарда долларов США, 6,71 миллиарда евро и 1,1 миллиарда фунтов стерлингов).

Ликвидация Резервного фонда связана с началом работы нового бюджетного правила, согласно которому все дополнительные нефтегазовые доходы теперь будут направляться в Фонд национального благосостояния (ФНБ).

Резервный фонд и ФНБ были созданы в 2008 году в результате разделения Стабилизационного фонда, предназначенного для накопления дополнительных доходов от роста цен на углеводороды. В случае резкого падения доходов казны Резервный фонд должен был стать источником финансирования дефицита бюджета. ФНБ создавался как часть механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.

Ликвидация Резервного фонда – конец эпохи?

Стабфонд и его преемники – Резервный фонд и ФНБ – преподали россиянам ценный урок о реальном значении денег: они имеют куда меньшую ценность для развития, чем стимулирующие рост экономические структуры и практики. ​

1 февраля 2018 года Резервный фонд России официально прекратил существование. Фактически Резервный фонд перестал существовать еще месяц назад: остатки на счетах по состоянию на 1 января были обнулены после того, как в декабре 2017 года Минфин направил остававшиеся в Фонде средства на покрытие дефицита бюджета. Функции и последние остатки Резервного фонда были переданы Фонду национального благосостояния (ФНБ), который занимался финансированием инфраструктурных и других инвестиционных проектов, а не бюджета. Так символично завершилась история фонда, на который когда-то возлагали большие надежды как на возможный локомотив развития. В связи с этим полезно будет вспомнить историю обоих фондов и их предшественника, Стабилизационного фонда, а также проанализировать, что же пошло не так в экономической политике России 2000-х и 2010-х годов.

Стабилизационный фонд (СФ) России, созданный в период роста цен на энергоресурсы (1 января 2004 года), был призван решить следующие задачи: аккумулировать налог на добычу нефти и экспортные таможенные пошлины, а также обеспечить сбалансированность федерального бюджета. Последняя задача была актуальна в случае падения цен на нефть, т.к. оно могло привести к дисбалансу российского бюджета, учитывая его зависимость от доходов от экспорта природных ресурсов.

Несмотря на то, что на первый взгляд Стабфонд казался сугубо техническим инструментом финансового менеджмента, на деле он выполнял политические функции. В 1990-х годах влияние олигархов было настолько велико, что они смогли защитить свои доходы, получаемые от ресурсов, от налогового обложения. Цены на энергоресурсы на тот период были низкими, поэтому вопрос о введении налога на добычу и экспорт ресурсов широко не обсуждался. Введенный в начале 2000-х годов сбор налогов на нефтяные доходы стал значительным политическим изменением. Это изменение было связано не только с новой договоренностью Путина с олигархами. После финансового кризиса 1998 года российские элиты, в том числе и олигархи, были убеждены в необходимости изменения экономической политики. Поэтому в ходе переговоров по налоговой реформе в 2000-2001 гг. владельцы крупного бизнеса согласились на введение новых налогов. Однако они не ожидали, что вскоре цены на природные ресурсы стремительно вырастут.

Другие публикации:  Экспертиза автомобиля в мади

В конце 2004 года объем СФ достиг 500 млрд рублей, что спровоцировало волну обсуждений относительно использования этих денег. Закон о Стабилизационном фонде предусматривал, что средства, превышающие базовый объем в 500 млрд рублей, могут быть израсходованы или инвестированы в отечественную экономику. Против такого шага выступал бывший на тот момент министром финансов Алексей Кудрин, которого поддержал Владимир Путин. Кудрин опасался, что трата этих средств может привести к росту инфляции. Этот тезис вызвал волну споров о том, действительно ли дополнительная инфляция будет следствием такого шага, и как оценивать низкую инфляцию относительно роста, который потенциально могли бы дать дополнительные инвестиции. На самом деле политика накопления чрезмерных финансовых резервов часто оказывает пагубное влияние на ВВП развивающихся стран, лишая их необходимых для финансирования развития ресурсов. В России «вариант роста» поддерживали Министерство экономического развития, Министерство регионов, Министерство промышленности и торговли, Счетная палата, Общественная палата, а также большинство депутатов Госдумы и Совета Федерации.

Разногласия стали еще более значительными из-за того, что Центробанк, которому было поручено управление Стабфондом, держал деньги фонда в иностранной валюте, в основном в долларах. «Почему наш Стабилизационный фонд в Америке?» — спрашивал тогда на страницах «Новой газеты» популярный писатель Михаил Веллер. Экономист Дмитрий Белоусов выражал удивление по поводу того, что «деньги выводятся из экономики или, хуже того, вводятся в оборот конкурента», т.е. США. Журналисты «Эксперта» сетовали на зависимость российской финансовой системы, подчеркивая, что Россия использует «остальной мир в качестве банка», вкладывая деньги в иностранные банки и беря на себя внешние займы вместо того, чтобы использовать для этих целей собственные финансовые системы. В период с 2007 по 2008 год размер СФ был примерно равен объему кредитов, которые российские государственные и частные компании взяли на Западе, – почти $500 млрд.

В период 2004-2008 гг. антиинфляционный лагерь российской финансовой политики оказался более мощным. Однако идея инвестировать хотя бы часть средств СФ в отечественную экономику также получила множество сторонников. Путин колебался между этими двумя вариантами и искал между ними компромисс. Одним из проявлений этого компромисса стало разделение в начале 2008 года Стабфонда на два фонда с различными функциями: задача Резервного фонда заключалась в финансировании бюджета в случае его дефицита, тогда как ФНБ должен был управлять пенсиями и потенциально предоставлять ресурсы для крупномасштабных инвестиций в российскую экономику, особенно в инфраструктурные проекты.

Глобальный финансовый кризис 2008-2009 гг. стал проверкой эффективности Резервного фонда и ФНБ. Особенно полезным в этом случае оказался Резервный фонд – он помог спасти финансовую систему и восстановить недостающие доходы бюджета. Накануне кризиса объем средств Резервного фонда составлял внушительную сумму – $140 млрд, которая после использования фонда в чрезвычайной ситуации сократилась до $25 млрд. Быстро стало понятно, что эти деньги не имеют большого значения, когда речь заходит о повышении эффективности экономики. Фонд всего лишь помог потушить пожар. Во время кризиса ликвидность была необходима, но за ней не последовала положительная динамика инвестиций и роста. Мрачными стали перспективы политики в области развития, которую и до кризиса проводили вполсилы. Реформы, которые не были проведены до кризиса, было еще сложнее реализовать во время кризиса и в период последовавшей за ним экономической стагнации. Правы оказались те, кто считал, что в период нефтяного бума средства СФ должны были быть направлены на финансирование инвестиций или институциональных реформ. Но в 2009 году уже не было никаких шансов на проведение высокоэффективной экономической политики.

В 2011 году правительство вернулось к чрезмерно осторожной политике в отношении средств фонда, поскольку стало ясно, что вместе с постоянным риском возобновления кризиса будет сохраняться и финансовая нестабильность. Российское правительство выбрало политику простого накопления обильно поступающих доходов вместо финансирования с их помощью новых инвестиций. В это же время правительство объявило о запуске программы модернизации, которую изначально финансировали из других источников. Однако программа была слишком избирательной, плохо продуманной и недофинансированной, а потому – вряд ли она могла стать успешной. В 2013 году, после того, как режим осуществил идеологический поворот к национальному консерватизму, ФНБ также стал инструментом инвестиционной политики. Однако с помощью средств ФНБ финансировались крупномасштабные инфраструктурные проекты, которые приносят пользу в первую очередь олигархам, что вряд ли могло быть перспективно с точки зрения возможного вклада потраченных средств в экономический рост.

В целом, фонды не оправдали ожиданий, которые были на них возложены в период нефтяного бума (2004-2008 гг.). Они показали, что значительные доходы не меняют экономику к лучшему, если параллельно поступлениям не проводится продуманная промышленная политика и институциональные реформы. 2014 год положил начало окончательному упадку фондов. В условиях политического и экономического кризиса Резервный фонд мог использоваться только для постепенного замещения недостающих доходов бюджета, он лишился потенциала, который мог бы у него быть в условиях растущей и открытой экономики. В 2017 году объем средств фонда настолько резко снизился, что власти решили ликвидировать его к концу года. При этом ФНБ продолжает финансировать крупномасштабные инвестиционные проекты, чья польза для экономики и общества совсем не очевидна. Экономическая система, являющаяся синтезом олигархического и государственного капитализма, дает весьма ограниченные возможности для реального социально-экономического развития – даже если в распоряжении у этой системы есть значительные доходы. Стабфонд и его преемники – Резервный фонд и ФНБ – преподали россиянам ценный урок о реальном значении денег: они имеют куда меньшую ценность для развития, чем стимулирующие рост экономические структуры и практики.

Минфин: средства Резервного фонда полностью потрачены в декабре

Резервный фонд России был полность потрачен в декабре и прекратит свое существование с 1 февраля 2018 года. Об этом говорится в официальном пресс-релизе Министерства финансов России, распространенном в среду днем.

Из документа, в частности, следует, что в декабре остатки средств Резервного фонда были использованы для покрытия дефицита федерального бюджета, в результате чего на счетах образовались нулевые остатки.

Мобильное приложение Радио Свобода.

Ранее сообщалось, что после ликвидации Резервного фонда все дополнительные доходы российского бюджета будут направляться в Фонд национального благосостояния. Оба фонда были образованы девять лет назад в результате разделения Стабилизационного фонда.

Ликвидация бюджетного фонда

Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал принять во втором чтении законопроект о новом бюджетном правиле, передает корреспондент РБК. Как сообщил на заседании комитета заместитель министра финансов Владимир Колычев, объединять российские резервы будут на базе Фонда национального благосостояния (ФНБ), а не Резервного фонда.​

«Предлагается объединить Фонд национального благосостояния и Резервный фонд в единый фонд на базе ФНБ. Такое объединение предполагается в условиях, когда прогнозируется исчерпание средств Резервного фонда, в условиях резко снизившихся цен на нефть в последние два года», — сказал Колычев. Правительство согласилось с Госдумой, которая настаивала именно на объединении фондов на базе ФНБ, ответил Колычев на вопрос главы комитета Андрея Макарова.

Во время первого чтения по законопроекту намерение правительства использовать средства Фонда национального благосостояния на цели формирования Резервного фонда вызвало наибольший негатив у депутатов от всех фракций. С критикой этого пункта, который фактически предусматривает постепенную ликвидацию ФНБ, выступила ранее и Счетная палата, так как это приведет к исчерпанию ФНБ и принесет риски для пенсионных накоплений граждан. По мнению депутатов, сохранение ФНБ является абсолютным приоритетом, а своим предложением власти фактически ставят крест на самом принципе создания фонда.

Другие публикации:  Ст 161 п1 фз об осаго

Резервный фонд является источником финансирования дефицита бюджета в случае резкого падения доходов казны. ФНБ же создавался как часть механизма пенсионного обеспечения граждан на длительную перспективу, хотя по существу эта функция так и не заработала. В 2008–2009 годах часть ФНБ была потрачена на антикризисную помощь банкам (в результате, например, ФНБ сейчас владеет привилегированными акциями ВТБ, Газпромбанка и Россельхозбанка на 279 млрд руб.). Другую часть средств было решено инвестировать в долгосрочные самоокупаемые инфраструктурные проекты, такие как модернизация Транссиба и БАМа или строительство АЭС в Финляндии (всего 11 инфраструктурных проектов на общую сумму более 800 млрд руб.)

Целями функционирования нового фонда будут те же цели, что были у ФНБ и Резервного фонда. Это сбалансированность страховой пенсионной системы, финансирование дефицита бюджета и софинансирование добровольных пенсионных накоплений, перечислил Колычев, формироваться фонд будет за счет дополнительных нефтегазовых доходов. Поправки также фиксируют, что теперь отдельные полномочия по управлению средствами ФНБ могут осуществляться Центробанком.

В 2016 году объем Резервного фонда сократился в 3,7 раза по сравнению с 2015 годом (972,1 млрд против 3,6 трлн руб.). По состоянию на 1 июля его размер составляет 987 млрд руб. (1,1% ВВП). Объем ФНБ на ту же дату составил 4,4 трлн руб. (5,1% ВВП), следует из материалов Минфина.

Не допустить старых ошибок

Фонд национального благосостояния был создан, для того чтобы способствовать экономическому росту, а Резервный фонд — чтобы компенсировать снижение доходной базы при «плохой погоде», отмечает заведующий лабораторией бюджетной политики в Институте Гайдара Сергей Белёв.

«Надо понимать, что в текущий момент Резервный фонд уже практически у самой грани. Есть риски, что если мы объединим его с ФНБ, то они будут использоваться для покрытия дефицита бюджета и все. И тогда ФНБ постигнет та же участь», — сказал он.

«Один из рисков слияния двух фондов заключается в том, что приоритеты использования двух фондов станут более краткосрочными и ориентированными на покрытие бюджетных разрывов», — согласен с ним главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.

По его мнению, разумным компромиссом такого слияния будет обозначить в бюджетном кодексе, что в основе объединенного фонда превалируют принципы ФНБ и это резерв, который не расходуется на краткосрочные цели.

Еще один риск объединения фондов, который отмечает Белёв, — отказ от производительных расходов. «В настоящее время средства ФНБ можно тратить на расходы, способствующие долгосрочному экономическому росту (производительные расходы). Резервный фонд тратится на любые расходы, а текущие расходы федерального бюджета имеют перекос в сторону непроизводительных статей расходов. В кризис проще политически резать производительные расходы (например, инвестиции). Таким образом, слияние фондов грозит перераспределением от производительных в пользу непроизводительных расходов», — предупреждает экономист.

Непозволительная роскошь

Другим спорным вопросом стала цена отсечения, на первом чтении депутаты выступали за ее снижение. Бюджетное правило предполагает установку некой базовой цены нефти (или отсечения), которая определяет, с одной стороны, сколько нефтегазовых доходов нужно направлять в резервы, с другой стороны (и вместе с другими компонентами), сколько максимально можно тратить денег на расходы федерального бюджета. В новой версии правила базовая цена на нефть марки Urals устанавливается на уровне $40 за баррель (начиная с 2017 года) и подлежит ежегодной индексации на 2%. Поскольку бюджетное правило вступит в силу в 2018 году, фактически исходной ценой отсечения будет $40,8 за баррель (в 2019 году — $41,6 и т.д.).

Глава комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров высказывал мнение, что цена на нефть в $40 довольно оптимистична и готовиться надо скорее к $30–35. С ним были согласны и другие депутаты. Бывший министр финансов и архитектор системы бюджетных правил Алексей Кудрин недавно предлагал обратное — установить начальную цену отсечения на уровне $45 за баррель: в таком случае в резервы будет направляться меньше, а на текущие бюджетные расходы — больше.

В ходе заседания комитета по бюджету и налогам депутат от «Справедливой России» Александр Ремезков предложил поднять цену отсечения до $50. Именно эта цена, по его мнению, подлежит ежегодной индексации на 2%, начиная с 2018 года. «Оставив цену отсечения ниже $40, мы полностью обескровим экономику и доходную часть федерального бюджета, будем вынуждены «резать по живому» расходы, причем значительно больше пресловутого 10-процентного секвестра», — сказал Ремезков РБК.

Как заявил на это Колычев, правительство просто не может себе позволить такие шаги. «На конец года размер объединенного фонда будет порядка 4% ВВП. Тратить мы будем примерно 1% ВВП в год. Если повысить цену отсечения нефти, то мы его (объединенный фонд. — РБК) просто исчерпаем», — сказал замминистра финансов.​ Остальные члены комитета также проголосовали против поправки.

Новое бюджетное правило должно вступить в силу с 1 января 2018 года, а в полном объеме заработать в 2019 году. Разница между этими годами заключается в формуле, ограничивающей предельные расходы бюджета. Начиная с 2019 года верхняя граница общих бюджетных расходов будет равна сумме базовых нефтегазовых доходов (то есть посчитанных по цене отсечения), прогнозируемых ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание государственного долга. Но на 2018 год Минфин предусмотрел дополнител​ьный задел в этой формуле в 1% ВВП (эквивалентный 968 млрд руб.). В 2019 и 2020 годах благодаря новому бюджетному правилу в федеральном бюджете будет достигнут первичный баланс: дефицит не будет превышать расходов на обслуживание долга, следует из бюджетных проектировок министерства (есть у РБК). Второе чтение по законопроекту состоится 14 июля.

Минфин РФ объявил о ликвидации Резервного фонда

Российский Резервный фонд полностью потрачен в декабре 2017 года и официально прекратит существованиес 1 февраля. Об этом говорится в информационном сообщении,обнародованном в среду, 10 января, на сайте министерства финансов России. В документе, в частности, сообщается, что остатки средств Резервного фонда в иностранной валюте на счетах в Банке России (7,62 млрд долларов США, 6,71 млрд евро и 1,10 млрд фунтов стерлингов) в полном объеме использованы на покрытие дефицита федерального бюджета.

Россия осталась без Резервного фонда: что дальше?

Резервный фонд был создан в 2008 году. Его формировали за счет нефтегазовых доходов. Размер отчислений в фонд ежегодно определяло правительство страны. Остальные нефтегазовые доходы (при наличии таковых) перечислялись в Фонд национального благосостояния.

На покрытие дефицита бюджета

Максимальный размер (в долларах США) у Резервного фонда был в сентябре 2008 года, когда на счетах находилось 142,6 млрд долларов. По состоянию на конец 2014 года объем Резервного фонда составлял 88,94 млрд долларов. С 2015 года средства Резервного фонда активно тратились на покрытие дефицита бюджета.

Предполагалось, что Резервный фонд будет полностью израсходован в начале 2017 года. Но при среднегодовой цене нефти в 50 долларов за баррель фонд удалось сохранить до конца 2017-го. После исчерпания Резервного фонда дефицит бюджета планируется покрывать за счет Фонда национального благосостояния, где к 1 января 2018 года находилось 3,75 трлн рублей.

Пять фактов о золотовалютных резервах России

Вот как объем фонда менялся в рублях…

Инициатива создания фонда, в котором на «черный день» накапливались бы нефтегазовые сверхдоходы, принадлежит бывшему министру финансов РФ Алексею Кудрину. С 2004 года в России действовал Стабилизационный фонд, средства которого к 1 февраля 2008 года были распределены между Резервным фондом и Фондом национального благосостояния.

… а вот динамика в долларах США

Активное использование средств фонда в 2009-2010 годах позволило успешно сгладить последствия всемирного экономического кризиса. Затем резервы в долларах частично восстановились, а в рублях — благодаря девальвации 2014 года — даже превысили первоначальный уровень. В последние полтора года резервы вновь быстро расходуются: их объем сократился за это время на 55 процентов.

Вам также может понравиться