Евросоюз договор

Евросоюз надеется, что Россия и США сохранят договор о РСМД

БРЮССЕЛЬ, 22 октября. /ТАСС/. Евросоюз рассчитывает, что Россия и США сохранят Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД), из которого Соединенные Штаты намерены выйти. Об этом заявила в понедельник на пресс-конференции в Брюсселе представитель внешнеполитической службы Евросоюза Майя Косьянчич.

«Мы надеемся, что США и Россия будут вести конструктивный диалог, чтобы сохранить этот договор», — сказала она.

На вопрос журналистов о том, следует ли винить РФ, если ДРСМД перестанет действовать, Косьянчич ответила: «Есть много «если», но я могу лишь сказать, что мы, конечно, ожидаем от России разрешения наших обеспокоенностей в прозрачной манере. И я вновь повторю: РФ и США должны вести конструктивный диалог, чтоб сохранить договор».

Президент США Дональд Трамп 20 октября в выступлении перед своими сторонниками в штате Невада заявил, что Соединенные Штаты Америки выйдут из ДРСМД, так как Россия, по его мнению, нарушает данное соглашение. При этом он допустил заключение нового соглашения о ракетах средней и меньшей дальности с Россией и Китаем в случае заверений со стороны Москвы и Пекина в том, что они прекратят разработку таких вооружений.

ДРСМД был подписан 8 декабря 1987 года и вступил в силу 1 июня 1988 года. Под действие договора подпадают развернутые и неразвернутые ракеты меньшей (от 500 до 1000 км) и средней дальности (от 1000 до 5500 км) наземного базирования. В последние годы Вашингтон неоднократно обвинял РФ в нарушении соглашения. Москва с этими обвинениями категорически не согласна и выдвигает США встречные претензии по выполнению ДРСМД.

Лиссабонский договор

Treaty of Lisbon

В преддверии самого масштабного в истории ЕС расширения – с 15 до 25 членов, состоявшегося 1 мая 2004 года, стала очевидной необходимость изменения принципов управления Евросоюзом и структуры его руководящих органов. В противном случае, при сохранении действовавшего принципа консенсуса, важнейшие решения могли оказаться надолго заблокированными.
Постановление о разработке общеевропейской Конституции было принято на саммите ЕС в декабре 2001 г. Помимо решения организационных проблем, она должна была способствовать появлению общеевропейского самосознания и сделать Европейский Cоюз моделью нового миропорядка.

Рабочий орган по разработке проекта (Конвент) возглавил бывший президент Франции Валери Жискар д`Эстен. 29 октября 2004 г. главы 25-ти государств-членов Евросоюза подписали в Риме новую Европейскую конституцию. 265-страничный документ содержит 450 статей и 60 000 слов, причем он появился сразу на 20-ти языках.

Конституция вводила должность Президента, назначаемого Европейским Советом сроком на 2,5 года. Предусмотрена также должность министра иностранных дел ЕС, представляющего единую европейскую внешнюю политику. Предполагается сокращение состава Еврокомиссии: с 2014 года число еврокомиссаров должно составить две трети от числа стран ЕС. Расширяются полномочия Европарламента, который должен был не только утверждать бюджет, но и заниматься проблемами, связанными с состоянием гражданских свобод, пограничного контроля и иммиграции, сотрудничества судебных и правоохранительных структур всех стран ЕС.

Принцип консенсуса заменяется принципом так называемого «двойного большинства», когда решение по большинству вопросов (кроме вопросов внешней политики и безопасности, социального обеспечения, налогообложения и культуры, где сохраняется принцип консенсуса) считается принятым, если за него проголосовали не менее 15 стран-членов, представляющих не менее 65 % населения всего Союза. Если какая-либо страна не согласна с постановлением Совета ЕС, то она может остановить его действие при поддержке еще как минимум 3 государств.

Несмотря на приобретаемое определенное внешнее сходство, Конституция не превращала Евросоюз в единое государство. В частности, полномочия Президента не шли ни в какое сравнение с полномочиями глав государств в Соединенных Штатах или Франции. А министр иностранных дел может говорить от имени ЕС только по тем вопросам, по которым у стран ЕС существовал согласованный подход. При наличии же разногласий он данного права лишается.

Тем не менее, и такое движение к интеграции показалось в некоторых странах чрезмерным. Для вступления Конституции в силу ее должны были ратифицировать все члены ЕС. Часть государств выбрала ратификацию парламентским путем, остальные – посредством общенациональных референдумов. Первый плебисцит – в Испании – прошел успешно, но следующие – во Франции и Нидерландах – принесли отрицательный результат. Сильная оппозиция предложенному формату реализации общеевропейской идеи имела место также в Великобритании, Дании и Польше.

В результате на саммите ЕС 22—23 июня 2007 г. была достигнута принципиальная договоренность о разработке «Договора о реформе» – облегченной версии Конституции, содержащей главным образом положения о порядке функционирования институтов Евросоюза в новых условиях.

Этот Договор был подписан на саммите в Лиссабоне 13 декабря 2007 г. под официальным названием «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском Союзе и Договор об учреждении Европейского Сообщества». Он состоит из преамбулы, 7 статей, 13 протоколов и 59 деклараций. В соответствии с ним претерпели изменения три основополагающих документа ЕС: Договор об учреждении Европейского Сообщества (1957 г.), Маастрихтский договор (1992 г.) и Договор об учреждении Европейского Сообщества по атомной энергии (1957 г.).

Для предотвращения повторения ситуации, случившейся во Франции и Нидерландах, было предусмотрено его одобрение парламентами стран-участниц, за исключением Ирландии, где референдум был обязателен.

Однако проблем избежать все равно не удалось. Если с парламентской поддержкой серьезных затруднений не возникло, то ирландский референдум, состоявшийся 12 июня 2008 г., дал отрицательный результат. И лишь повторный аналогичный плебисцит, проведенный 2 октября 2009 г., привел к успеху. В итоге документ вступил в силу 1 декабря 2009 г.

Договор изменяет ценности и цели Европейского Союза. Принципы, рассматривавшиеся ранее как декларативные: защита граждан ЕС по всему миру, экономическое, социальное и территориальное единство, культурное многообразие и др., наряду с социальными целями, становятся основополагающими задачами политики Евросоюза. В качестве главных целей определены создание «внутреннего рынка», достижение полной занятости, социальный прогресс, высокий уровень защиты окружающей среды, борьба против дискриминации, социальная справедливость, защита прав детей и т. д.

Среди конкретных результатов следует выделить то обстоятельство, что Европейский союз стал правосубъектным, т.е. получил возможность заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырех случаях:
— если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС;
— если того требует достижение целей, означенных в договорах;
— если того требует юридически обязательный документ ЕС;
— если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их.
Вместе с тем, государства ЕС сохранили право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.
Внесены изменения в отношении институтов Союза. Введен пост Постоянного председателя Европейского Совета. Он избирается европейскими лидерами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок.
Кроме того, расширены полномочия Верховного представителя Союза по внешней политике и политике безопасности, назначаемого Европейским Советом квалифицированным большинством по согласованию с Председателем Еврокомиссии. Он реализует Общую внешнюю политику и политику безопасности Европейского Союза, возглавляет Совет по международным отношениям и одновременно является одним из Вице-председателей Комиссии с задачей осуществления связей с внешним миром.

19 ноября 2009 г. Председателем Евросовета был избран премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей, а Верховным представителем – британская баронесса Кэтрин Эштон .

Другие публикации:  Вднх москвариум льготы

Сам Европейский Совет European Council Европейский Совет состоит из глав государств и правительств стран-членов ЕС и их заместителей – министров иностранных дел. Членом Европейского Совета является также Президент Европейской Комиссии. Европейский Совет всегда был высшей политической инстанцией Европейского Союза, а после ратификации Лиссабонского договора приобрел официальный статус его института. Роль Европейского Совета состоит в стимулировании развития ЕС и определении стратегических направлений его политики. Наряду с Советом ЕС, Европейский Совет наделён политической функцией, заключающейся в изменении основополагающих договоров европейской интеграции. Вырабатываемые и принимаемые им решения не только имеют характер политической директивы, но и обретают юридически обязательную силу. Институты, органы и организации, а равно государства-члены, которым его решения адресованы, обязаны их исполнять. Европейский Совет созывается, по меньшей мере, два раза в год (как правило, дважды в течение срока каждого председательства, но в случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания). Решения принимаются методом консенсуса по результатам переговоров, которые государства-члены начинают еще до официального открытия саммита. Результаты обсуждений Европейского Совета заносятся в заключения, которые публикуются по окончании заседания. Лиссабонский договор учредил также должность Председателя Европейского Совета, который избирается его членами квалифицированным большинством на 2,5 года с возможностью переизбрания на второй срок. , в который входят его председатель, главы государств или правительств стран-участниц и председатель Комиссии, стал полноценным институтом Союза. В работе Совета участвует также Высокий представитель ЕС по внешней политике и политике безопасности.

Европейскому Парламенту предоставлено право избрания председателя Еврокомиссии. В самом парламенте введена новая система распределения мест. Число депутатов ограничивается 750+1 (председатель); места распределяются по принципу «снижающейся пропорциональности»: минимум 6 представителей от государства, максимум – 96. Данная схема вступит в силу в 2014 г., до того времени предусмотрен переходный период, в течение которого будет применяться ныне действующая система.

Комиссия Европейских Сообществ официально переименована в Европейскую Комиссию. До 2014 г. она сохранит нынешний порядок формирования – по одному представителю от каждого государства ЕС, включая Верховного представителя по внешней политике и политике безопасности. В дальнейшем в ее состав будут входить число представителей, соответствующее 2/3 от количества стран ЕС, если Европейский Совет единогласно не примет иного решения. Таким образом, при 27 странах-участницах Комиссия будет состоять из 18 комиссаров. Они будут определяться на основе принципа ротации между государствами ЕС и назначаться Европейским Советом квалифицированным большинством голосов.

Договор расширил список вопросов, голосование по которым проводится по принципу квалифицированного большинства. В то же время решения по проблемным вопросам (налоги, социальная безопасность, внешняя политика, политика безопасности, оперативное сотрудничество полиции, места в институтах) будут по-прежнему приниматься единогласно. Кроме того, более четко разделены компетенции Евросоюза и национальных правительств.

Граждане ЕС получили право выступать с предложением Европарламенту или Совету изменить законодательство, для чего необходимо собрать не менее миллиона подписей граждан. Комиссия при этом сохраняет за собой право решать, следует ли удовлетворять этот запрос.

Несмотря на то, что текст Хартии по правам человека в Договор не включен, ее положения стали обязательными.
Наконец, впервые в Договоре в рамках ЕС предусматриваются условия и процедура выхода из Союза. Для этого необходимы соответствие законодательству страны; уведомление Европейского Совета и его решение, принятое квалифицированным большинством.
Как видно, основные положения Конституции остались в новом документе. Что же касается отличий, то планировалось, что она заменит собой предыдущие европейские соглашения, в то время как Лиссабонский договор лишь дополняет и уточняет существующие правовые акты.

Кроме того, в него не вошли некоторые наиболее спорные моменты, содержавшиеся в Конституции, такие как придание государственного статуса флагу и гимну EС.

Таким образом, Лиссабонский договор стал завершением очередной политической и институциональной реформы Европейского Союза и, как предполагается, определил его будущее на ближайшие 15—20 лет.

Евросоюз призвал Россию и США сохранить договор о ракетах

Евросоюз призвал США и Россию продолжить «конструктивный диалог» по вопросам, которые касаются Договора о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД). Об этом говорится на сайте официального представителя внешнеполитической службы ЕС. Заявление последовало после того, как в субботу Дональд Трамп анонсировал выход Вашингтона из этого соглашения, обвинив Москву в его нарушении.

Согласно заявлению, Европа ожидает, что стороны продолжат выполнять эту договоренность, которая, по мнению ЕС, имеет «решающее значение для европейской и глобальной безопасности».

Евросоюз выразил надежду, что Россия будет «серьезно» относиться к своим обязательствам по соблюдению ДРСМД, а США задумаются над последствиями возможного выхода из этого договора. В ЕС опасаются новой гонки вооружений и напоминают о том, что заключенный 30 лет назад ДРСМД составляет основу архитектуры европейской безопасности.

Документ, подписанный в 1987 году, запрещал Соединенным Штатам и СССР (правопреемником которого является Россия) хранить, производить и испытывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с радиусом действия от 500 до 5 тысяч километров, а также предписывал уничтожить уже имеющиеся ракеты и пусковые установки.

В начале октября посол США в НАТО Кей Бейли-Хатчинсон предупредила, что США намерены превентивно нейтрализовать российское ракетное оружие, которое будет разработано в нарушение ДРСМД. В сентябре издание Breaking Defence со ссылкой на источники в Минобороны США сообщало, что Пентагон впервые со времен распада СССР разрабатывает ракетную систему наземного базирования с дальностью 1600 километров.

Основной договор

Деятельность Европейского союза регулируется основными договорами. Основной договор – это международный договор, заключённый между странами-членами. Все государства-члены Европейского союза должны одобрить основной договор. Таким образом, ЕС может действовать только на тех территориях, где у него есть полномочия в соответствии с основным договором. Основные договора при необходимости обновляют. Государства-члены принимают единогласное решение об основных договорах и об изменениях в них.

В основном договоре определены ценности и принципы Европейского союза. Он определяет также обязательства ЕС и процедуру принятия решений. Также в основном договоре определены отношения между ЕС и странами-членами и их полномочия.

Самый последний основной договор Европейского союза был заключён в Лиссабоне в 2007 году. Лиссабонский договор вступил в силу в 2009 году. Новый основной договор дал Европейскому союзу право заключать международные договора. Цель нового договора заключалась в слиянии Европейского сообщества с Европейским союзом, чтобы на практике была бы только одна правоспособная организация. После заключения Лиссабонского договора Европейское сообщество 1.12.2009 было упразднено.

Подписание Лиссабонского основного договора в 2007 году.

Фото: Европейский парламент

Основные договора состоят из четырёх учредительных договоров и дополняющих и уточняющих их соглашений.

  • Тексты всех основных договоров можно найти в информационной базе законодательства ЕС EUR-Lex (на финском языке).
  • Дополнительная информация об основных договорах (на финском языке).
  • Основные договора Европейского союза (на официальных языках ЕС).

Основные договора и законодательство

Основные договора устанавливают, по каким вопросам органы ЕС могут принимать новое законодательство. Страны-члены приводят в исполнение выработанные ЕС законы в своей стране. Комиссия не может предлагать законопроекты по таким вопросам, которые по основному договору не относятся к ЕС. Согласно основному договору, ЕС может давать рекомендации, указы и директивы. Указы обязывают страны-члены к их непосредственному исполнению. Директивы устанавливают обязательные цели для стран-членов, но страны-члены могут сами решать, как они эти цели реализуют.

«Никогда ещё ЕС не имел такой слабой поддержки»: с какими трудностями столкнулся Евросоюз на пороге 25-летия

В четверг ЕС отмечает 25-летие. 1 ноября 1993 года вступил в силу Маастрихтский договор, согласно которому лидеры 13 стран Европы учреждали новое интеграционное образование — Европейский союз. Именно с этого момента юридически идёт отсчёт существования ЕС как особого политического и экономического образования.

Другие публикации:  На основании какого документа устанавливается стаж

Договор о Европейском союзе — такое официальное название носило соглашение — завершал объединение возникших ещё в 1950-х годах европейских сообществ: Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома) и Европейского экономического сообщества (ЕЭС), до этого формально независимых, но имевших с 1967 года общие органы управления.

Маастрихтскому соглашению, которое было подписано в феврале 1992 года, предшествовало подписание Единого европейского акта в 1986 году, когда лидеры европейских сообществ обязались создать единый рынок к 1 января 1993 года. Как отметила в интервью RT заведующая отделом исследований европейской интеграции Института Европы РАН Ольга Потёмкина, главной предпосылкой подписания Маастрихтского договора стала необходимость реализации концепции единого внутреннего рынка.

Эффект перелива

«В теории европейской интеграции есть такой термин — эффект перелива, — рассказала в интервью RT Потёмкина. — В Маастрихтском договоре к экономике было добавлено две «опоры ЕС» — внешняя политика, внутренние дела и юстиция. Внутренние дела и юстиция, общая охрана границ были следствием перелива интеграции из экономики. Вследствие развития единого внутреннего рынка возникла необходимость отмены внутренних границ, что реализовалось в Шенгенском соглашении (вступившем в силу в 1995 году. — RT). А поскольку потребовалось отменить внутренние границы, возникла необходимость защищать общие границы ЕС и перейти к общей миграционной политике».

Кроме того, на фоне прекращения холодной войны и распада СССР европейские сообщества задумались о присоединении новых членов и повышении роли интеграционного блока на пространстве Старого Света. А значит, требовалось преобразовать чисто экономическое объединение в политическое.

«Накануне крупномасштабного расширения ЕС были поставлены политические задачи, необходим был шаг от европейских сообществ к Европейскому союзу», — подчеркнула Ольга Потёмкина.

В 1995 году в ЕС вступили нейтралы — Швеция, Австрия и Финляндия. В годы холодной войны европейские сообщества пополнялись за счёт членов западного блока. В 1995 году вступило в силу Шенгенское соглашение и начала реализовываться идея Европы без внутренних границ. Наконец, в 1999 году была введена единая европейская валюта — евро, создание которой также было прописано в Маастрихтском договоре. Естественно, это потребовало создания наднационального механизма валютного регулирования — Европейского центрального банка.

Тяжёлые проблемы

За 25 лет существования ЕС далеко продвинулся в деле интеграции. Сейчас в союзе уже 28 членов. Он охватывает не только территорию Западной Европы, но и большую часть Восточной. В ЕС теперь есть свой президент (сейчас Дональд Туск) и «министр иностранных дел» — Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности (Федерика Могерини).

«Общая внешняя политика и политика безопасности развивалась больше на межправительственном уровне, — отмечает Ольга Потёмкина. — Но сейчас и там произошли сдвиги — подписание договора PESCO, создание европейской армии».

Одновременно эксперт отмечает наличие кризисных тенденций в развитии ЕС. Они обозначились уже в 2005 году, когда народ Франции на референдуме отверг проект общеевропейской конституции.

«Уровень интеграции со времён Маастрихта вырос значительно, но имеет свои пределы — ряд кризисов, провал конституции поставили преграды на пути движения к федеративному общеевропейскому государству, сторонником которого является, например, Жан-Клод Юнкер», — отмечает Ольга Потёмкина.

За отказом от конституции последовали экономический кризис 2008 года и попытка «грексита» в 2015-м, когда на референдуме по налоговой политике население Греции выступило против мер жёсткой экономии ЕС, за чем, по словам того же Юнкера, мог последовать выход страны из еврозоны. В 2016-м жители Великобритании на референдуме проголосовали за выход страны из ЕС, запустив процесс брексита.

Волна мигрантов из стран Африки и Ближнего Востока, пик которой пришёлся на 2015 год, обозначила противоречия между странами ЕС по миграционному вопросу. Часть стран, такие как Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, государства Прибалтики, выступили против любых попыток принять ближневосточных беженцев и создать механизм их расселения по странам ЕС. В свою очередь, Италия, Греция и Испания, ставшие воротами для тысяч мигрантов, настаивали на том, чтобы распределение всё же имело место. К компромиссу по этому вопросу не пришли до сих пор.

«В последнее время Европа трещит по швам. Уже нет европейской солидарности. Многие страны говорят о том, что их национальные интересы должны стоять выше», — отметил в интервью RT заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Никита Данюк.

Последним на сегодняшний день внутриевропейским кризисом стал спор Италии и Еврокомиссии из-за бюджета страны на будущий год. Брюссель не устраивает слишком высокая планка дефицита бюджета в 2,4%. Как писало в октябре австрийское издание Contra Magazin, планы итальянского правительства по реструктуризации долга страны «могут похоронить ЕС».

«В сравнении с Маастрихтским договором Европейский союз значительно ушел вперёд, — отмечает Ольга Потёмкина. — С другой стороны, никогда ещё европейский проект не имел такой слабой поддержки среди граждан. Если 1990-е годы были годами энтузиазма и мечтаний, то сейчас тяжёлые проблемы больше склоняют к реализму».

Союз нерушимый?

Согласно опросу общественного мнения социологической службы ЕС Eurobarometer, проведённому весной текущего года, 48% европейцев не доверяют институтам ЕС. Главной проблемой развития Евросоюза они считают иммиграцию (38%) и терроризм (29%).

По мнению Никиты Данюка, обе проблемы глубоко связаны. Их причина — «квазилиберальная идеология толерантности», ставшая идейной основой ЕС в 1990-е. В результате, отмечает эксперт, «Европа утратила статус благополучного островка стабильности, став центром экстремизма и терроризма».

Ещё одна проблема, по мнению политолога, — внешнеполитическая. Если ранее США рассматривали Евросоюз как своего политического союзника, то при Дональде Трампе перешли к восприятию его в качестве геоэкономического конкурента. Результатом стало вступление США в торговую войну с ЕС и повышение пошлин на ряд товаров летом текущего года.

По мнению Ольги Потёмкиной, сейчас ЕС переживает «ряд кризисов — экономический, миграционный, социальный и явный кризис элит». Однако это не значит, что у ЕС нет потенциала развития. Так, миграционные проблемы стали для Еврокомиссии поводом продвигать идеи наднационального регулирования. Экономический кризис еврооптимисты списывают на то, что в руках наднационального центра ЕС — ЕЦБ — находится только кредитно-денежная политика, а не управление экономикой Евросоюза в целом. Вывод — нужно больше интеграции.

«На повестке дня появление общеевропейской прокуратуры, — отмечает Потёмкина. — Кто бы мог во времена Маастрихтского договора об этом подумать?»

Кроме того, ЕС не отказывается от идей расширения. Политические представители ЕС — Туск и Могерини — неоднократно заявляли, что для балканских стран — Албании, Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии и Черногории и частично признанного Косова — открыты перспективы присоединения.

Два пути

Как отмечают эксперты, стремительный рост популярности правых евроскептических партий на территории континента явился одним из факторов, останавливающих развитие ЕС. Этот же аспект указывает на общее разочарование населения в концепции единой Европы.

На востоке Европы страны Вышеградской группы (Польша, Венгрия, Чехия и Словакия) уже несколько лет сообща противостоят наднациональным инициативам по миграции и попыткам ЕС регулировать их внутреннюю политику.

В Австрии по результатам выборов прошлого года к власти пришли Австрийская народная партия и оппоненты Брюсселя из Австрийской партии свободы. В Италии в конце мая кабинет министров сформировал партии евроскептиков «Лига Севера» и «Движение пяти звёзд».

Серьёзных успехов националисты и популисты добились на президентских выборах во Франции в 2016 году, где главным конкурентом одержавшего победу Эммануэля Макрона стала лидер «Национального фронта» Марин Ле Пен. На выборах в бундестаг в 2017-м евроскептики из «Альтернативы для Германии» заняли третье место. Успешных результатов правопопулистские партии добились на выборах в Нидерландах в 2017-м, в Швеции и Латвии в 2018 году.

Другие публикации:  Мхк пояснительная записка

Сейчас эти правоконсервативные силы континента готовятся к выборам в Европейский парламент весной 2019 года. Новый состав Европарламента должен будет избрать и нового председателя Еврокомиссии.

Глава итальянской «Лиги Севера», вице-премьер Италии Маттео Сальвини, с этой целью уже посетил Францию и Венгрию, где провёл переговоры с Виктором Орбаном и Марин Ле Пен. Его партнёр по правительственной коалиции, лидер «Движения пяти звёзд» Луиджи ди Майо, заявил, что будет создавать свою коалицию популистов.

Активную помощь евроскептикам готовы оказать из-за океана. Бывший руководитель избирательной кампании Дональда Трампа и экс-советник Трампа Стивен Бэннон в июле заявил о создании фонда The Movement, который должен оказать противникам Брюсселя технологическую и финансовую поддержку.

«На наших глазах образуется правый интернационал, консерваторы и традиционалисты объединяются в преддверии выборов в Европарламент в 2019 году. Если у них получится каким-то образом прийти к власти, то я не исключаю, что Европейский союз будет трансформирован», — считает Никита Данюк.

По мнению эксперта, вряд ли евроскептики станут отказываться от выгод экономической интеграции, но на уровне политическом «могут прийти к выводу, что реализация единой внешнеполитической линии провалилась. Характерный пример — антироссийские санкции Евросоюза, невыгодные для многих стран ЕС».

Другой вариант развития ЕС продвигает президент Франции Эммануэль Макрон. Он создаёт либеральную коалицию во главе со своим движением «Вперёд, республика!». 8 сентября прошлого года во время выступления в Афинах Макрон обозначил свои главные приоритеты на общеевропейском уровне: углубление экономического и валютного союза и даже создание парламента еврозоны, куда депутаты избирались бы не по национальным, а по общеевропейским спискам.

«Сценарий, который пытается реализовать Эммануэль Макрон, — это ещё большая интеграция в ответ на выход Великобритании из Европейского союза, — отмечает Никита Данюк. — Он считает, что только благодаря укреплению интеграции можно выйти из кризиса, в котором находится ЕС».

Как отмечает Ольга Потёмкина, «очень многое зависит от того, какая партия победит на выборах в Европарламент и кто станет во главе Европейской комиссии». Однако она полагает, что в любом случае ЕС сохранится, хотя развитие его и замедлится.

«Резких перемен не будет, будет статус-кво с развитием отдельных проектов», — считает политолог.

Никита Данюк настроен более пессимистично. «Говорить о «закате Европы», как писал Шпенглер, ещё рано; но вполне возможно, что на нашем веку мы можем стать свидетелями дезинтеграционных процессов, которые превратят ЕС в сообщество по интересам», — полагает эксперт.

Евросоюз призвал США подумать о последствиях выхода из договора по РСМД

Переговоры секретаря Совета безопасности России Николая Патрушева и помощника президента США по национальной безопасности Джона Болтона, 22 октября 2018 г., Москва. Фото: EPA-EFE

Москва, 22 октября — «Вести.Экономика». Власти ЕС заявили о том, что договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности является одним из ключевых соглашений по обеспечению безопасности в Европе, и призвали администрацию США оценить потенциальные негативные последствия выхода из соглашения.

Выход из РСМД может привести к негативным последствиям не только для Европы, но также и для самих США. Об этом говорится в официальном заявлении представителя внешнеполитической службы ЕС, опубликованном в понедельник, 22 октября:

«Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности способствовал завершению «холодной войны» и является одним из оснований в архитектуре европейской безопасности с момента его вступления в силу 30 лет назад. Благодаря ДРСМД почти 3 тыс. ракет с ядерными и обычными боеголовками были выведены из эксплуатации и уничтожены. Данный договор также является важной составляющей обязательств по разоружению в рамках 6-й статьи Договора о нераспространении ядерных вооружений.

США и РФ стоит продолжать конструктивный диалог для сохранения договора, а также полного выполнения всех его положений, это необходимо для безопасности Европы и всего мира.

Мы ожидаем от РФ ответа на серьезные опасения относительно выполнения ДРСМД в содержательном и прозрачном виде. Мы также ожидаем от властей США, что они обдумают последствия своего возможного выхода из этого соглашения для их собственной безопасности, безопасности их союзников и всего мира. Миру не нужна новая гонка вооружений, которая не будет выгодна никому и принесет всем еще больше нестабильности».

Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности был подписан 8 декабря 1987 г. Под действие договора подпадают развернутые и неразвернутые ракеты меньшей (от 500 до 1 тыс. км) и средней дальности (от 1 тыс. до 5500 км) наземного базирования.

20 октября 2018 г. президент США Дональд Трамп заявил о том, что США выйдут из договора, так как Россия, по его словам, нарушает соглашение. США обвиняют Россию в нарушении ДРСМД, из-за того что крылатая ракета 9М729 якобы нарушает положения договора.

Портал «Вести.Экономика» ранее отмечал, что в руководстве России неоднократно отмечали, что США нарушают договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, размещая в Европе систему противоракетной обороны. Президент РФ Владимир Путин заявлял о том, что данные действия со стороны США являются попыткой подорвать ядерный потенциал России.

При этом разворачиваемая в Европе система ПРО США также обладает наступательным потенциалом. Комплексы Aegis Ashore («Иджис Эшор») представляют собой конструктивное подобие надстройки крейсера УРО типа «Тикондерога».

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова отмечала, что установка комплексов Aegis Ashore в Европе со стороны США является прямым нарушением Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), так как пусковые установки Mk-41 могут применят различные типы ракет, в том числе крылатых ракет «Томагавк».

«Мы неоднократно высказывали российскую точку зрения и оценки относительно противоракетных планов США и отмечали, что они идут вразрез с задачами укрепления международной безопасности и стабильности. Тем не менее США и их союзники упорно продолжают осуществлять эту дестабилизирующую и опасную программу. Используемые Вашингтоном аргументы становятся все менее и менее правдоподобными.

Обращает на себя внимание, что в состав размещенного в указанном месте комплекса ПРО «Иджис Эшор» входят универсальные пусковые установки Мк-41, которые используются на кораблях ВМС США для запуска как ракет-перехватчиков, так и крылатых ракет средней дальности «Томагавк». Это дает нам основание рассматривать их появление на суше как прямое нарушение США требований Договора о РСМД».

Европейский союз

История расширения Европейского союза

1957 год (6 стран): Бельгия, Германия, Италия, Люксембург , Нидерланды, Франция.

1973 год (9 стран): присоединились: Великобритания, Дания, Ирландия.

1981 год (10 стран): присоединилась Греция.

1985 год: Гренландия (автономная территория Дании) выходит из сообщества.

1986 год (12 стран): присоединились Португалия и Испания.

1990 год: ГДР присоединилась к Западной Германии.

1995 год (15 стран): присоединились Австрия, Финляндия, Швеция.

2004 год (25 стран): присоединились: Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Мальта, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония.

2007 год (27 стран): присоединились Болгария и Румыния.

Исторические события

1951 год — Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС)

1957 год — Римский договор и создании Европейских экономических сообществ (ЕЭС) и Евратома

1967 год — договор о слиянии в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трех европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома

1979 год — первые всенародные выборы в Европейский парламент

1985 год — подписание Шенгенского соглашения

1986 год — принятие «Единого европейского акта» — первое существенное изменение учредительных договоров ЕС

1993 год — Маастрихтский договор и создание на основе Сообществ Европейского союза

1999 год — введение единой европейской валюты — евро (в наличном обращении с 2002)

2004 год — подписание Конституции ЕС (в силу не вступила)

2007 год — подписание договора о реформировании в Лиссабоне

Вам также может понравиться